В новостройках бизнес-класса и массового сегмента Москвы сравнялось предложение
12 апреля 2018

В сегменте «бизнес» повышаются риски затоваренности, а в проектах эконом- и комфорт-класса предложение перестало расти из-за высокого спроса

В новостройках бизнес-класса и массового сегмента Москвы сравнялось предложение

В январе-марте 2018 года предложение в столичных новостройках бизнес-класса и массового сегмента, по информации компании «Метриум», практически сравнялось. В комплексах класса «бизнес» было выставлено на продажу около 17 тыс. квартир, а в эконом- и комфорт-класса – 17,8 тыс.

Проекты бизнес-класса преобладали на рынке с середины 2000-х годов. Ситуация изменилась с началом освоения бывших промзон, обширные территории которых позволили строить очень масштабные комплексы, в основном комфорт-класса, и выводить их на рынок высокими темпами. Если к началу 2014 года в новостройках бизнес-класса предлагалось 6,3 тыс. объектов, а в домах эконом- и комфорт-класса – 5,4 тыс., то в октябре-декабре 2014 года разрыв между этими сегментами сократился до минимума: 7,3 и 7,8 тыс. квартир соответственно.

Затем уже начали доминировать массовые комплексы. В 2015 году объем предложения в доступных новостройках начал резко расти, достигнув в концу года 14 тыс. против 11 тыс. лотов в корпусах бизнес-класса. Максимальный разрыв между сегментами был октябре-декабре 2016 года, когда в проектах эконом- и комфорт-класса предлагалось 17,8 тыс. квартир. При этом в комплексах бизнес-класса экспонировалось только 10,8 тыс. объектов.

В прошлом году наблюдалась обратная тенденция: темп роста предложения в массовом сегменте замедлялся, а в бизнес-классе – увеличивался. В первые три месяца 2017 года в новостройках эконом- и комфорт-класса девелоперы предлагали 19,1 тыс. квартир, а в комплексах бизнес-сегменте – 12,5 тыс. К концу года в более дорогом сегменте предложение выросло до 15,8 тыс. лотов, тогда как в массовых новостройках число объектов не изменилось. Это связано с тем, что в 2016-2017 годах спрос на «первичку» быстро восстановился, но был сосредоточен преимущественно в массовом сегменте. В бизнес-классе, если исключить некоторые самые успешные новостройки, спрос не такой большой, а девелоперская активность при этом не менее высокая, чем в классах «эконом» и «комфорт», поэтому и объем предложения продолжает расти.

Таким образом, в массовом сегменте наблюдается оздоровление, а в бизнес-классе повышаются риски затоваренности. Поэтому в первом рост цен может начаться гораздо раньше, чем во втором. В первые три месяца этого года средняя стоимость нового жилья бизнес-класса достигла 225,5 тыс. рублей за кв. метр, что на 3% меньше, чем годом ранее. В доступных новостройках «квадрат» за это же время подорожал на 2% до 151,8 тыс. рублей.