Чем страшны «подснежники» для рынка ландшафтного дизайна
08 апреля 2013

Когда люди выбирают дом за городом, то много внимания уделяют не только самому коттеджу и окружающей инфраструктуре, но и участку.  Коттедж в окружении альпийских горок, клумб и ротонд смотрится гораздо привлекательнее, чем его аналог на пустом участке. И стоит, по мнению экспертов, примерно на 20% дороже. В 2007-2008 годах, когда рынок недвижимости был на самом пике, в московском регионе работало порядка 3 000 фирм, специализирующихся на дизайне и организации ландшафта. За прошедший период количество игроков уменьшилось в 3-4 раза. Как это сказалось на ландшафтном рынке?

Чем страшны «подснежники» для рынка ландшафтного дизайна

Для начала заметим, что этот сегмент всегда был «диким» и крайне непрозрачным, и точно подсчитать количество игроков практически невозможно. Преимущество в этом сегменте работают небольшие компании, в штате которых, как правило, работают 2-3 постоянных сотрудника и около десятка сезонных рабочих. Такие компании начинают активную работу зимой, набирают рабочих, а зимой замораживают деятельность до нового сезона, зачастую изменив название фирмы. Вложения в бизнес таких структур минимальны. Примерно 500 000 рублей достаточно на то, чтобы снять скромное помещение под офис, зарегистрировать юридическое лицо и приобрести минимальный набор растений.

Сколько можно заработать на ландшафтном дизайне? В частности, концепция проекта обойдется заказчику в среднем 1 доллар за кв.м, а эскиз проект нужно будет выложить уже не меньше 10 000 рублей. Но основные деньги ландшафтинки зарабатывают в «поле». В среднем, благоустройства территории обойдется в 1000 долларов за сотку. Однако, стоит учесть, что эта цена предусматривает лишь молодые деревья, которые вырастут и зацветут через много лет.

Взрослые деревья стоят дороже на порядок. Так, например, саженец клена стоит порядка 1000 рублей, взрослое дерево – от 20 000; саженец липы – около 5 000 рублей, а большое дерево – от 50 000. Как правило, за сезон даже небольшие компании реализуют не меньше пяти проектов, зарабатывая несколько миллионов рублей выручки.

Чем опасны небольшие ландшафтные структуры для потребителя? Дело в том, что ландшафтный дизайн, с одной стороны, бизнес очень доходный, но, с другой, – сложный и рискованный. Очень часто деревья погибают даже через несколько месяцев после посадки. Чаще это случается со взрослыми деревьями, которые имеют свои привычки, а чрезмерное бетонирование территории или неверное расположение дорожек нарушают питание корневой системы водой. Замена деревьев ложится на ландшафтную компанию, что съедает большую часть ее прибыли. Маленькие фирмы далеко не всегда могут предоставить новый посадочный материал и бывает доходит до того, что ладшафтники начинают попросту прятаться от заказчиков.

Конечно, есть на рынке ландшафта Московской области и стабильные структуры. Таких, по данным компании «Финам», можно насчитать не больше 500-600. Наиболее крупные из них занимаются выращиванием и продажей посадочного материала.