«Театральный дом» на Новом Арбате: секреты артистизма
28 августа 2017

Зачем одному и тому же дому несколько архитектурных стилей, могут ли внутренние фасады быть эффектнее наружных и кто предпочитает апартаменты на последних этажах

Текст: Наталия Павлова-Каткова
«Театральный дом» на Новом Арбате: секреты артистизма

Большинство элитных новостроек по-прежнему появляется либо в Хамовниках, к которым административно относятся и «Золотая миля», либо в Замоскворечье. Не потому, что другие центральные локации менее престижны и желанны для покупателей, а лишь из-за того, что мест для нового строительства там почти нет. Впрочем, иногда площадки находятся. Например, так произошло с «Театральным Домом», возведение которого до конца нынешнего года компания «Галс-Девелопмент» завершит на Поварской улице, менее чем в 1 км от Кремля. Чтобы узнать, чем этот проект примечателен и чем заинтересовал будущих жителей, портал «Элитное.РУ» отправился сюда вместе с дизайнером Екатериной Семихатовой.

Про эксперта

Екатерина Семихатова, соосновательница студии People2People design и дизайн-бюро Candy. В активе: обучение в London Chelsea college of Art and Design, 12-летнее сотрудничество с голландским архитектором Эриком ван Эгераатом, преподавание во МГИК европейской и восточной истории интерьерных стилей. Финалистка конкурса дизайнеров интерьера PinWin, автор более сотни реализованных проектов.
«Театральный дом» на Новом Арбате: секреты артистизма

Про историю дома: второй стиль как день прошлому

Улицы и переулки, отходящие от начала Нового Арбата в северо-западном направлении – одно из самых тихих мест исторической части города. Туристические потоки в основном проходят с противоположной части Нового Арбата – в окрестностях Арбата старого. Здесь же царит относительное спокойствие (насколько такое вообще возможно в современном мегаполисе), поэтому для проживания эта локация более комфортна и желанна. При этом исторической и архитектурной ценности, что так привлекательна для любителей старой Москвы, здесь не меньше. Это самая аппетитно названная зона города: Поварская, Хлебный, Столовый, Скатерный…

До эпохи Петра I здесь селились царские стряпчие, отсюда и кулинарные наименования. Когда царский двор, а вместе с ним и обсуживающий персонал, перебрался в Петербург, освободившуюся площадку облюбовала знать и аристократия. На Поварской появились владения князей Гагариных и Голицыных, княгини Волконской, здесь же поселились Милославские, Грибоедовы и другие известные фамилии, а сама улица стала своеобразной площадкой для реализации новых для тех времен городских веяний, которые сейчас принято называть урбанистикой. Например, именно здесь были высажены первые в Москве липы – тогда еще непривычные для городского озеленения деревья.

Дом, строительство которого в начале Поварской улицы до конца нынешнего года завершит компания «Галс-Девелопмент», тоже связан с эпохой доходных домов

К концу XIX века улицей заинтересовались представители буржуазии, посчитав ее удачной территорией для размещения доходных домов. Дом, строительство которого в начале Поварской улицы до конца нынешнего года завершит компания «Галс-Девелопмент», тоже связан с эпохой доходных домов. Стоявшее в этом месте здание возводилось как коммерческое в 1893 году по проекту архитектора Николая Струкова, выходца из семьи иконописцев.

Он не был приверженцем какого-либо одного архитектурного направления, хотя, считается, что больше тяготел к модерну. Вот и самый, пожалуй, известный его объект, «Дом Моссельпрома» (он же – доходный дом Титова в Калашном переулке) спроектированный в стиле модерн. В противовес ему дом на Поварской – это неоклассика. Такой облик диктовала расположенная аккурат напротив пятиглавая церковь Симеона Столпника.

Сейчас внешний фасад этого здания, ставший составной частью «Театрального Дома», бережно восстановлен в первоначальном виде. Однако с внутренней стороны объект предстает совсем в другом виде. В нем появился тот самый модерн, который Струкову в свое время не удалось воплотить на Поварской. «Галс-Девелопмент» такой ход посчитал возможным. Во-первых, новое строение занимает гораздо больше пространства, чем бывший доходный дом, в него включены прилегающие территории, на которых появились абсолютно новые части постройки.

Поэтому места для эксперимента здесь достаточно. А во-вторых, с улицы внутренний двор не просматривается, поэтому архитектурной логике не противоречит, а изнутри добавляет парадности и праздничности, радуя взоры будущих жителей. Яркие акценты, которые появятся на всех новых частях дома, а на некоторых уже реализованы – это декоративное панно с изящными цветочными орнаментами из керамической плитки, характерными для модерна конца XIX – начала XX веков. Эскизы для них разработали художники мастерской Павла Андреева.

В появлении в рамках одного и того же комплекса второго архитектурного стиля есть и другая логика, о которой напоминает название – «Театральный Дом». Один из арендаторов бывшего доходного дома – Станиславский, который вместе с Мейерхольдом в 1902 году организовал здесь экспериментальный театр-студию для поиска новых форм театрального действа. И хотя просуществовал театр совсем недолго, дух экспериментальности сохранился здесь поныне. Именно его почувствовал и воплотил на практике нынешний девелопер, перенеся эксперимент с театральной плоскости на архитектурную.

Про апартаменты

Жилые помещения в «Театральном Доме» располагаются от третьего этажа выше (в разных секциях дома по 4-7 этажей): ниже размещены коммерческие площади, в которые попадаешь с внешней стороны здания. С размерами не мельчили, и сверхмаленькие габариты, которые сейчас можно встретить в некоторых элитных новостройках, в проект не ввели. В самом небольшом варианте 67 кв. метров (а в самом просторном – 260 кв. метров). Это разумный минимум, позволяющий не идти на жертвы и не уменьшать, скажем, ванную комнату ради более просторной гардеробной. Более того: при высоких потолках (а в части апартаментов «Театрального Дома» они достигают почти 4,2 метра) маленькие площади вообще не допустимы, поскольку превращают жилье в «колодец». Исключение составляют разве что те ситуации, когда владелец предпочтет интерьеры в стиле лофт, для которых высота помещения более важна, чем ширина и длина. Но и этот стиль в более просторных пространствах выглядит более логичным и завершенным.

Окон здесь много, большинство апартаментов выходит на две, а то и три стороны светы, а колонн не более 1-2

Некоторые апартаменты комплекса позиционируются как двух-трехкомнатые, но поскольку они продаются без внутренних перегородок, дробить на помещения их можно как угодно. Ничего неожиданного в таком подходе нет, тот же принцип применяют во всех монолитных домах со свободной планировкой. Но тут есть один важный нюанс. De facto выполнить любую планировку обычно мешает количество и расположение несущих колонн, а так размеры и число окон. Поэтому свободность планировки становится весьма относительной и без ущерба для комфортности проживания, появления непонятных углов и неудобных коридоров. Обычно реализовать можно не так уж много идей. В «Театральном Доме», к счастью, подобной проблемы нет. Окон здесь много, большинство апартаментов выходит на две, а то и три стороны светы, а колонн не более 1-2.

Второй плюс, дающий простор для компановки пространства – фактически все апартаменты правильной прямоугольной формы, в них нет таких зон, которые стоит маскировать или долго размышлять над их назначением. И, наконец, третий плюс вытекает из юридического статуса помещений. Это не квартиры, а апартаменты, поэтому «мокрые зоны» в принципе можно перенести куда угодно (в жилых домах такое недопустимо). Это означает, что легко и просто можно будет сделать, например, любого размера ванную с окном – а такие пожелание высказывает множество покупателей. Впрочем, даже исходно подобное решение исходно возможно почти во всех апартаментах «Театрального Дома»: «Галс-Девелопмент» продумал это заранее и часть инженерных коммуникаций проходит как раз рядом с окнами.

Про террасы: для собачек и дизайнерских экспериментов

Балконов и лоджий при апартаментах не предусмотрено, однако у тех, что на последних этажах, есть собственные террасы. Это модное и современное решение, которое сейчас активно применяет во многих элитных новостройках. Особенно оно уместно в тех случаях, если дом располагается чуть в стороне от ближайших крупных и шумных магистралей. Для «Театрального Дома» это как раз так. Находясь в двух шагах от пересечения Нового Арбата и Бульварного кольца, он все же находится на некотором удалении от них, отгораживаясь строениями Мерзляковского переулка. При таком раскладе террасы можно использовать как угодно: и для утренних чаепитий, и для приема гостей, и просто для релакса.

Уровень гидроизоляции террас, действительно, позволяет превратить их в собственный сад

По словам представителей компании «Галс-Девелопмент», апартаментами с террасами особо интересуются любители йоги и пилатеса, планируя сделать из них своеобразные «дачи» и использовать для уединенных занятий спортом на свежем воздухе. Тем более, что уровень гидроизоляции террас, действительно, позволяет превратить их в собственный сад. Их можно озеленить не только растениями в горшках, но и засыпать непосредственно саму террасу грунтом и устроить здесь лужайку и цветники. Хотя крупные растения в горшках, наверное, более уместны. Если их грамотно расставить, получится своеобразная зеленая ширма, огораживающая пространство от внешнего мира.

Единственный нюанс – террасы нельзя превратить во всесезонные и всепогодные зимние сады, то есть, сделать крытыми и утепленными. Причина самая понятная: это изменит внешний вид фасада, а такие действия запрещены, тем более, если дом находится в центре города. Впрочем, огородиться летом от солнца все же будет можно, не нарушая законы и правила. В этом помогут маркизы – тканевые временные навесы, которые при необходимости легко складываются. И вот тут большой простор для творчества и дизайнерских акцентов, тем более что выбор маркиз сейчас большой, да и на заказ их можно сделать. Можно гармонизировать их цветовую гамму с оттенками, присутствующими на фасадах домов. Можно оттолкнуться от стиля, который будет выбран для самих апартаментов. А можно еще дальше развить особенность всего «Театрального Дома», в котором неоклассика переплетена с модерном, привнести в террасу какой-то третий стиль.

Про двор и парковку: веломеста-кладовые, размером с кухню в «хрущевке»

Внутренний двор комплекса, как это принято сейчас почти во всех новостройках, не предусматривает въезд машин. Да, собственно, причин размещать там автомобили, нет. Подо всей площадью «Театрального Дома» располагается трехуровневый подземный паркинг, количество машиномест в котором вдвое превышает число апартаментов. Помимо машиномест в нем же – кладовые для каждых апартаментов, они же – индивидуальные зоны для хранения личных велосипедов.

Впрочем, поместится на них не только самый экологичный двухколесный транспорт, но и много чего еще: площадь большинства таких мест превышает 5 кв. метров. Интересно, что запроектированы веломеста так, что являются логичным продолжение парковочных мест и находятся у стены за каждым из них, повторяя их по ширине. Поэтому логичнее приобретать сразу комплект, машиноместо и велопарковку. Получится сразу и площадка под автомобиль, а позади нее – закрытый отсек для всего, чему внутри апартаментов делать нечего.

В целом «Театральный Дом» производит впечатление хорошо продуманного и качественно объекта. Основные строительные работы в нем уже завершены, в большинстве секций идет внутренняя отделка холлов, а до конца года дом планируют ввести в эксплуатацию. А дальше здесь начнется самый, наверное, интересный для дизайнера этап: превращение самих апартаментов в такие, какими их захотят видеть сами жители. Но это – будущее.