Великобритания, Испания и Франция вошли в тройку лидирующих локаций для желающих сменить место жительства после Covid-19
Четверть ультрахайнетов (состояние от 30 млн долларов) готовы переехать в течение следующих 12 месяцев. Большинство мультимиллионеров – 40% – ищут другую недвижимость в той же локации, 26% – в той же стране и 34% – за границей. Великобритания, Испания и Франция возглавили рейтинг наиболее привлекательных направлений для смены места жительства, потом идут Австралия, Канада, Швейцария и США. Об этом сообщается в исследовании Knight Frank Global Buyer Survey.
Что касается мотивов, первым в качестве причины покупки стало улучшение условий первичного жилья (15%). Второе место занимает наличие легкодоступного квалифицированного медицинского обслуживания – именно этот фактор является общим знаменателем среди наиболее популярных направлений (13%). Приобретение курортной недвижимости названо третьей причиной (12%), а покупкам объектов недвижимости в бизнес-целях и в целях трудоустройства досталось четвертое место (11%).
После периода ограничений покупатели хотят больше свободного пространства. Около 45% респондентов говорят, что они с большей вероятностью купили бы отдельно стоящий семейный дом, чем это было до Covid-19. Недвижимость на набережных (40%) и загородные дома (37%) также наиболее предпочтительны. Спрос на квартиры остался довольно высоким. 52% респондентов заявили, что не поменяли своего отношения к жизни в квартирах.
Почти две трети опрошенных (61%) полагают, что, вероятнее всего, будут работать из дома после карантина. Это объясняет, почему для 64% так важен домашний кабинет. Около 32% сообщают, что их деловой образ жизни останется таким же, как и раньше, и они продолжат работать в офисе. Для 66% респондентов большая придомовая территория и открытые пространства стали более важны. Конфиденциальность стала еще более востребована среди 52% респондентов, однако 33% с большей вероятностью, чем раньше захотят пристройку для членов семьи.
В результате пандемии более 26% ультрахайнетов планируют купить второй дом, чтобы улучшить свой образ жизни и использовать эту недвижимость в качестве пути отступления в случае второй волны коронавируса. После локдауна резко выросло количество запросов на покупку «элитки» в самых популярных для этого локациях, в первую очередь, Франции и Италии. Покупатели вторых домов выбирают большие придомовые территории, домашние кабинеты и еще большую конфиденциальность. Почти каждый третий опрошенный (32%) ищет жилье, которое он сможет расширить, а 29% предпочитают покупать недвижимость на вторичном рынке. Почти две трети (61%) утверждают, что при выборе второго дома за границей они руководствуются эффективностью правительственных мер по борьбе с кризисом Covid-19.
«Такие факторы, как пандемия, экономическая нестабильность и сопутствующие им дисконты на элитную жилую недвижимость во многих локациях, например, в Италии, Франции, Испании, Португалии, Греции, Кипре, в некоторой степени сместили фокус внимания покупателей с инвестиционного спроса в сторону приобретения так называемого «второго дома», – отметила директор департамента зарубежной недвижимости и частных инвестиций Knight Frank Марина Шалаева. По ее словам, ситуация с пандемией простимулировала рост интереса к покупке семейных резиденций за рубежом, чтобы в случае второй волны или любой другой форс-мажорной ситуации можно было улететь и переждать несколько месяцев в своем доме.
Также во многих европейских курортных локациях при покупке элитной недвижимости есть возможность получить ВНЖ и гражданство: например, на Кипре – с входным порогом от 2 млн евро или в Греции – с входным порогом от 250 тыс. евро. Это дает клиентам возможность жить неограниченное количество времени в тех странах, где им это будет необходимо, в случае глобальных катаклизмов. «В настоящее время у нас в работе запросов от российских ультрахайнетов в среднем на 25% больше, чем в аналогичный период в прошлые годы, – пояснила Марина Шалаева. – В связи с тем, что многие клиенты не имели возможность посмотреть объекты вживую в течение лета, при условии полноценного открытия границ мы ожидаем, что количество сделок также превысит стандартные показатели высокого сезона».
«Особенностью московского рынка после пандемии можно назвать частичное смещение спроса с городских квартир в сторону загородного жилья, – объяснил директор департамента городской недвижимости Knight Frank Андрей Соловьев. – Что касается требований к квартирам, для многих клиентов стало критичным наличие террасы, а также качество инженерных систем очистки и увлажнения воздуха, а также безопасности. Видовые характеристики, высота потолков и локация неизменно остаются в приоритете».
Директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова добавила, что также меняется отношение и к общественным пространствам. Есть спрос на дополнительные рабочие зоны в местах общего пользования, например, на первых этажах, в виде помещений для проведения конференций, онлайн или очных встреч, с высоким уровнем безопасности этих помещений: минимизацией пересечений с другими жильцами, возможностью санитарной обработки и т. п.