Всего через четверть века электромобили станут основным видом транспорта
05 ноября 2014

Доля электромобилей в общем количестве выпускаемых авто ничтожно мала, но уже мало кто сомневается, что будущее за этим видом транспорта.

Текст: Александр Плеханов
Всего через четверть века электромобили станут основным видом транспорта

Это может показаться невероятным, но в конце XIX века именно электромобили считались более перспективным транспортным средством, чем машины с двигателем внутреннего сгорания, которые в 1890-е годы находились ещё в периоде своего «младенчества». Однако вскоре ситуация коренным образом изменилась. «Младенцы» совершенствовались с каждым годом, бензин дешевел, а электромобили так и не смогли избавиться от своего главного недостатка – малого запаса хода. Кроме того, машины на электрической тяге были значительно дороже своих бензиновых «собратьев», что в итоге и привело к практически полному прекращению их производства. Нет, они не исчезли совсем, продолжая трудиться, например, в коммунальном хозяйстве или в гольф-клубах, но как о массовом транспортном средстве о них забыли на долгие годы.

Об электромобилях вспомнили лишь в начале 70-х прошлого века, во время топливного кризиса, но дело ограничилось лишь постройкой нескольких экспериментальных образцов. Однако спустя 20 лет в связи с ужесточившимися экологическими нормами и принятием в США «Акта о чистом воздухе» электромобили, казалось, должны были обрести вторую жизнь. Тем более что сенат США в законодательном порядке обязал американских автопроизводителей к 1998 году довести объём экологически чистых авто до 2% от всех выпускаемых транспортных средств. Проблема, правда, заключалась в том, что аккумуляторных батарей повышенной ёмкости, способных обеспечить электромобиль таким же запасом хода, как и его бензинового «собрата», не было ни в начале, ни в конце прошлого века. Но закон есть закон, и автопроизводителям ничего не оставалось, как приступить к разработке экологически чистых машин.

Первым своё электрическое «детище» GM EV-1 в 1996 году представил концерн General Motors. Двухместный электромобиль, на разработку которого была затрачена астрономическая сумма – миллиард долларов, ничего, кроме головной боли и колоссальных убытков, его создателям не принёс. Американские покупатели категорически отказывались отдавать свои кровно заработанные 35 тыс. долларов за тесную, непрактичную машину с запасом хода всего 120 км. Даже несмотря на сверхвыгодные условия лизинга и налоговые льготы. Отдельные сознательные граждане, пожертвовавшие своими деньгами и удобствами во имя сохранения природы, понятное дело, погоды не делали, и выпуск EV-1 вскоре пришлось прекратить.

Nissan Leaf – пионер из Японии.

Однако спустя десять лет электромобили вновь начали появляться в модельных рядах многих ведущих автопроизводителей. Причиной тому стало появление аккумуляторов большой ёмкости, за что отдельное спасибо надо сказать производителям ноутбуков, мобильных телефонов и прочих гаджетов. Впрочем, пока что речь шла всего лишь об «электрифицированных» версиях обычных автомобилей, а вот первым на разработку стопроцентно электрической относительно массовой модели решился концерн Nissan, начав в 2010 году продажи пятидверного хетчбэка Nissan Leaf. Именно он уже в следующем году выиграл сразу два титула – «Европейский автомобиль 2011 года» и «Всемирный автомобиль 2011 года». Понятно, что Nissan Leaf не стал лучшим автомобилем ни в Европе, ни в мире, но эти титулы ему выдали, так сказать, авансом, как того требовала политкорректность. На полностью заряженных аккумуляторах он может проехать 160 км и разогнаться до 160 км/ч. Но самое главное – вполне адекватная цена. В Европе за этот электромобиль просят около 34 тыс. евро, причем правительства некоторых стран Евросоюза компенсируют часть суммы и предоставляют владельцам «зелёных» автомобилей налоговые льготы. Неудивительно, что Nissan Leaf стал продаваться тысячами.

Renault Zoe: «зелёный француз».

Посмотрев на успех своих коллег, в 2013 году собственный электромобиль разработал и концерн Renault, применив при этом весьма нетрадиционный подход. Хетчбэк Renault Zoe по меркам электромобилей стоит вообще копейки – 14,7 тыс. евро, но продаётся без аккумуляторной батареи, которая предоставляется в аренду за 37 евро в месяц. Заявленная дальность хода Renault Zoe составляет 150 км, но это паспортные данные, достижимые лишь в идеальных условиях – при хорошей погоде, скорости не более 60–80 км/ч, а также выключенных кондиционере, фарах и даже магнитоле. В реальности же что Nissan Leaf, что Renault Zoe в полноценном режиме эксплуатации вряд ли проедут более 80–100 км, после чего срочно потребуется искать или розетку, или специальную зарядную станцию.

От обычной розетки с напряжением 220 В машину придется заряжать около 6–8 часов, а вот на зарядной станции с напряжением 480 В и силой тока 125 А время сократится до получаса. К сожалению, всё это актуально только для Европы, где на сегодняшний день введено в строй более 20 тыс. зарядных станций, в то время как в России их пока что меньше сотни, да и те преимущественно в Москве. Вот почему Nissan Leaf и Renault Zoe официально в России не продаются.

BMW i3: баварский вариант.

А вот пятидверный электрохетчбэк BMW i3 появится на российском рынке в следующем году. Правда, баварцы прекрасно понимают, что ажиотажного спроса он не вызовет. Да и инфраструктура надлежащим образом развита лишь в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому продавать его будут только там. Разработчики обещают пробег в 160 км, машина сможет разгоняться до 150 км/ч. Правда, ездить быстрее 90 км/ч не рекомендуется, дабы не остаться в самый неподходящий момент с пустым «баком».

В Германии BMW i3 стоит около 35 тыс. евро, причём очередь из потенциальных покупателей растянулась на несколько месяцев вперёд. Ещё больший ажиотаж наблюдается в Норвегии, где не только BMW i3, но и другие электромобили приобретают благодаря весьма серьёзной поддержке государства, всячески стимулирующего покупку «зелёного» автомобиля. Норвегия вообще оказалась первой страной в мире, где электромобиль, в данном случае американский премиальный хетчбэк Tesla Model S, обогнал по количеству продаж представителей большой немецкой премиум-тройки – Mercedes-Benz, BMW и Audi.

Tesla Model S: Америка «рулит».

Tesla Model S – это особая тема. Небольшая фирма Tesla Motors была основана совершенно далёкими от автопрома совладельцами Google, основателя платёжной системы PayPal и владельца eBay. Свои знания и опыт они решили перенести в казалось бы совершенно чуждую сферу – автомобилестроение. Однако именно им удалось создать один из самых необычных авто современности – электромобиль Tesla Model S. Разумеется, не обошлось без посторонней помощи: интерес к Tesla Motors проявили такие гиганты, как Daimler AG и Toyota, поделившиеся с американцами своими разработками.

Но наибольший вклад внесла фирма Panasonic, разработавшая уникальные цилиндрические литий-ионные батареи ёмкостью 85 кВт/ч, что позволило Tesla Model S покорять расстояния до 500 км! Причём без всяких ограничений типа выключенного кондиционера или магнитолы. Оснащённый 421-сильным электромотором с тепловозным крутящим моментом в 600 ньютонов, премиальный электрохетчбэк разгоняется до первой «сотни» за 4,4 секунды, а максимальная скорость ограничена электронным «ошейником» на отметке в 210 км/ч. Помимо этого автомобиль буквально напичкан всевозможными новомодными гаджетами и, по сути, сам является гаджетом на колесах.

Разумеется, на этот автомобиль сразу же обратили внимание все те, кому уже надоели свои BMW и «мерседесы», а захотелось чего-то необычного. В Россию Tesla Model S официально не поставляется, но если обратиться к «серым» дилерам, то за 4,5–5 млн рублей они доставят его из-за океана.

P.S. И это только начало. Все вышеназванные и ещё как минимум с десяток других автопроизводителей в ближайшее время представят целую россыпь новых моделей электромобилей. Которые, стоит это признать, теперь уже точно пришли всерьёз и надолго. Но ели вы решились на приобретение электромобиля, имейте в виду: на сегодняшний день в Москве функционирует только 28 электрозаправок. Оптимизм вызывает тот факт, что в начале сентября правительство Москвы подписало указ о строительстве в столице ещё 80 электрических зарядных станций.

В бумажной версии этот текст можно прочитать в журнале «Мир и Дом» (№10, 2014 год), который является партнёром портала Элитное.РУ