Представьте, вы стоите под ледяным душем в костюме от Армани и рвёте долларовые купюры. Холодно, дорого. Но удовольствие ни с чем не сравнимое.
Каждое летнее утро гендиректор компании «SBE-Инвест» Дмитрий Рогов выпивает чашку кофе, спускается в яхт-клуб и на собственном катере отправляется на работу. История, типичная для Венеции или Монако, но господин Рогов живёт в подмосковном загородном доме, а его офис расположен в бизнес-центре «Кантри-Парк». На дорогу до рабочего места у него уходит 30–40 минут. Осенью, когда судовой сезон заканчивается, яхтсмен пересаживается на свой «Ауди». Из-за московских пробок время на дорогу увеличивается до полутора часов. Конечно, подобная ситуация для столицы не совсем стандартная, но и не уникальная. Сегодня в Москве появляются люди, использующие катер как средство транспорта. И даже если время на дорогу сэкономить не получится, то всё равно ощущения от поездки не идут ни в какое сравнение со стоянием в пробках.
Шлюзы как камень преткновения.
Свободно дышать судовладельцам мешают особенности московской акватории со сложной системой шлюзов. Именно поэтому вся яхтенная жизнь сосредоточена на северо-западе Московского региона, так называемой большой воде с Икшинским, Пестовским, Пяловским, Клязьминским и Химкинским водохранилищами. От Москвы-реки, главной водной артерии города, этот мир отделен двумя шлюзами в районе Тушина, а это 4–6 часов ожидания. Так что до свидания, «Москва-Сити» и все знаковые московские офисы: вряд ли владельцы квартир в «Городе яхт» или «Маяке», что на Химкинском водохранилище, согласятся на столь томительное ожидание.
Пример Дмитрия Рогова не совсем типичен для Москвы ещё и потому, что офисных комплексов высокого класса на большой воде совсем немного. Помимо «Кантри-Парка» яхтенной инфраструктурой располагает лишь небольшой офисный центр класса В+ в «Городе яхт», а также «Олимпия-Парк», что возле Северного речного вокзала. Сегодня качественные офисные «замкадыши» меняют представления о рынке коммерческой недвижимости. Как признаются брокеры, возможности добираться до рабочего места из загородного дома за считанные минуты (по воде, воздуху или автодороге) вполне достаточно, чтобы владелец бизнеса отправил все имиджевые московские проекты куда подальше.
Но пока Москва-река фактически не интегрирована в транспортную систему города – она не используется для перевозки пассажиров, нет и услуг водных такси. Яхтсмены не жалуют её не только из-за шлюзов: городские причалы позволяют лишь принять и высадить пассажиров, но никак не оставить свою лодку. Вечером, когда прогулочные теплоходы, курсирующие от Киевского вокзала до Котельнической набережной, уходят на ночёвку, берега пустеют. Хотя первая попытка вдохнуть в город нормальную яхтенную жизнь всё же произошла. В конце июня на «Красном Октябре» с большим размахом был открыт Московский речной императорский яхт-клуб. Это пусть и небольшая, но первая марина в центре города, где можно не только причалить, но и оставить лодку.
Остаётся надеяться, что участники международного конкурса на разработку градостроительной концепции набережных и территорий, прилегающих к Москве-реке, который стартовал в сентябре, всё же продумают этот момент и когда-нибудь речная акватория столицы действительно превратится в полноценную магистраль.
Изображая капитанов: цена вопроса.
Ещё не так давно все яхтсмены «варились в котле» Клязьминского водохранилища. Не было ни заправочных станций, ни отелей, ни причалов. Большие моторные лодки выходили в ближайшую акваторию, с рёвом разгоняли волну и через полчаса возвращались обратно. Перемещаясь из одного ресторана в другой, владельцы курили трубки и изображали капитанов.
Сегодня яхтенная жизнь стала куда разнообразнее. В Подмосковье как минимум два больших поля для гольфа. На Икшинском водохранилище функционирует клуб, где можно поупражняться в спортивной стрельбе. Через пять шлюзов от Икшинского расположено Иваньковское водохранилище, а это уже почти большая Волга. За ним – Рыбинское. Инфраструктура подтягивается и в этих местах. Все марины предпочитают не конкурировать, а объединяться, создавая единую инфраструктуру. При желании судовладелец может путешествовать несколько месяцев в году, что способствует популяризации яхтинга. Впрочем, чаще всего катер используется для пляжного отдыха: искупаться на открытой воде, понырять и поплавать.
«Представьте себе, что вы стоите под ледяным душем в костюме от Армани и рвёте долларовые купюры. Холодно, дорого. Но удовольствие ни с чем не сравнимое» – так описал особенности судовладения один из московских яхтсменов. Понять его можно. Для американца средний моторный катер легендарной верфи Chris-Craft считается просто средством для водных прогулок. В России подобная «игрушка» – предмет роскоши, который облагается громадной таможенной пошлиной. Ведь пересекая границу, любая лодка дорожает почти вдвое.
Катер.
К примеру, шикарный девятиметровый прогулочный катер Chris-Craft Corsair 28, один из самых популярных в своём классе на российском рынке, стоит в Москве от 236 тыс. долларов в зависимости от комплектации. Модель, способная разместить на своём борту большую семью, оборудована двумя двигателями Volvo Penta 5.7 GXi EVC DP, каждый по 300 л.с. По дизайну эта лодка наиболее приближена к знаменитым классическим моделям Chris-Craft. Шестиметровый ChrisCraft Lancer 20 обойдётся в 78 тыс. долларов, а Chris-Craft Carina 21 – в 96 тысяч. Впрочем, можно найти катер и значительно дешевле. В России представлены лодки американских, итальянских, скандинавских, голландских, французских и польских производителей. А на вторичном рынке достаточно предложений на любой вкус и кошелёк. Так что достойный катер можно купить и за 40 тыс. долларов.
Топливо.
Бьют по карману и расходы на топливо. Например, дорога от дома на Клязьме до «Кантри-Парка» и обратно обходится гендиректору «SBE-Инвеста» минимум в 3 тыс. рублей. На прогулку по ближайшим окрестностям на семиметровом катере с остановками на купание и пикник в среднем ухолит 2/3 бака – в районе 6 тыс. рублей. Удовольствие недешёвое, даже для людей состоятельных, поэтому владельцы катеров иногда развлекаются в складчину: кто-то платит за вино и продуты, кто-то за топливо. Кстати, с заправками, ещё недавно ахиллесовой пятой российского яхтинга, стало намного лучше, хотя качественных заправочных станций всё равно не хватает, особенно за пределами ближайших к Москве акваторий.
Лихие времена, когда топливо подвозили на «ГАЗелях» и заливали канистрами, уходят в прошлое, но байки о них травят до сих пор. Так, например, в начале «нулевых» один бизнесмен решил отправиться в путешествие из Москвы в Санкт-Петербург на большой моторной яхте, для чего купил бензовоз и отправил вдоль своего маршрута.
Паркинг.
Стоимость стоянки рассчитывается по длине корпуса. Чем больше лодка, тем дороже парковочное место. В среднем за метр в маринах просят 2,5–3 тыс. рублей в месяц. Нетрудно посчитать, что стоянка восьмиметрового катера обойдётся владельцу в районе 20 тыс. рублей в месяц. За летний сезон – соответственно 40 тысяч. По окончании яхтенного сезона лодки поднимают на сушу и начинают необходимые процедуры по их консервации. Если катера не имеют деревянных элементов, они спокойно зимуют под тентом, что значительно дешевле.
Водительские права.
Почувствовать себя капитаном не стоит больших денег. Курс судоводителей, который позволит получить знания в области устройства маломерных судов, навигационных обозначений, судовождения, безопасности и права, рассчитан на полтора месяца. По окончании абитуриенты получат удостоверение ГИМС, позволяющее управлять катером, лодкой, морским прогулочным судном или гидроциклом. Стоимость «прав на отдых» – 10 тыс. рублей.
Аренда.
Услуги по аренде яхт и катеров предоставляют многие яхт-клубы. Так, небольшой катер с капитаном обойдется в 5 тыс. рублей в час. Как правило, дневная прогулка большой компанией способна утолить морской голод на месяц-другой. Поэтому такая аренда – выгодная альтернатива для тех, кому нравятся водные развлечения, но у кого нет желания или возможности купить собственную лодку.
Кирилл Скребнёв, управляющий яхт-клубом «Кантри-Парк-Клаб»
Сегодня активно развиваются вертолётные центры, предлагающие услуги аэротакси. Быстро, удобно, но по карману далеко не всем. При этом практически не используются водные артерии, которые, учитывая загруженность Дмитровского шоссе, перспективны с точки зрения транспортной составляющей. Так, например, один из наших клиентов использует марину в «Кантри-Парке» в качестве транспортного хаба. До нас он добирается на лодке, а для дальнейшего движения в Москву пересаживается на автомобиль. У городских яхт-клубов в этом смысле большое преимущество – хорошая транспортная доступность.
Текст опубликован в журнале «Мир и Дом» №10, 2014