03 ноября 2014

История вопроса.

Исторически сложилось, что с первых дней основания Петербурга многие его жилые кварталы формировались по некому профессиональному признаку. Традиция жить рядом с театром зародилась еще в 1817 году. Тогда в доходном доме на набережной канала Грибоедова, 97, разместили труппу Большого Каменного театра (ныне Мариинского), который с середины XIX века служил основной сценой императорской придворной труппы оперы и балета. Под самой крышей селись крепостные певчие, а театральные служащие и актеры размещались в меблированных комнатах на втором этаже. «Дом находился в нескольких минутах ходьбы от Карусельной (сегодня Театральной) площади, где тогда размещался Большой театр, и при необходимости любого артиста можно было экстренно вызвать на службу», – рассказывает краевед Георгий Зуев.

Звёзды, исполнявшие ведущие партии, обзаводились недвижимостью ещё ближе к театру. Например, выдающаяся русская балерина Авдотья Истомина владела апартаментами в здании, расположенном прямо на Театральной площади, на пересечении с улицей Глинки. Позднее в этом же доме квартировал Федор Шаляпин, а неподалёку, на проспекте Декабристов, 27, долгое время жили знаменитый бас Федор Стравинский и его сын композитор Игорь Стравинский. Рядом с Мариинкой также были квартиры балерины Анны Павловой, хореографа Вацлава Нижинского, театрального педагога Мариуса Петипа, танцовщицы Тамары Карсавиной и других выдающихся артистов.

В советское время государство также старалось предоставлять сотрудникам Мариинки жильё вблизи театра. Многие из них, такие как балетмейстер Михаил Барышников, балерина Галина Уланова, «золотое» сопрано Кировского-Мариинского театра Галина Ковалева, получали служебные квартиры на прилегающих к Театральной площади проспекте Декабристов и набережных канала Грибоедова и Крюкова канала.

Менее именитые артисты таких привилегий не имели, и им приходилось довольствоваться местом в общежитии на улице Зодчего Росси, которое, впрочем, тоже находится неподалёку – всего в десяти минутах ходьбы от Мариинского. Столько же времени занимает и дорога к театру от реконструированного кооперативного дома на пересечении Вознесенского проспекта и проспекта Римского-Корсакова, где в 1988 году тогда ещё советское государство выделило артистам сто квартир.

Новая реальность.

Сейчас администрации Мариинского театра получить что-либо от государства сложнее, нежели в прежние времена, хотя несколько служебных квартир у Мариинки всё же осталось. Кроме того, худрук Валерий Гергиев добивается передачи на баланс театра соседнего дома, расположенного по адресу улица Садовая, 61. В дальнейшем полуразрушенное здание планируют восстановить и обустроить там гостиницу для артистов Мариинки.

Однако всех сотрудников в любом случае туда поселить не удастся, поэтому служителям Терпсихоры придётся и дальше самостоятельно решать свои жилищные проблемы. Риэлторы рассказывают, что так же, как и раньше, почти все они стараются приобрести недвижимость в Петербурге, расположенную поближе к театру. «Артисты, у которых есть такая возможность, покупают квартиры рядом с Театральной площадью, потому что это для них удобно, да и цены в этой локации по большей части достаточно гуманны», – комментирует заместитель генерального директора агентства недвижимости «Бекар» Леонид Сандалов.

По словам экспертов, в иные времена цены на некоторые объекты были даже ниже рынка. Да и сейчас в листингах риэлторских компаний немало квартир со стоимостью квадратного метра от 95 до 105 тыс. рублей. «Реконструированные дома в районе Театральной площади в лучшем случае относятся к бизнес-классу, причём, как правило, к нижней его границе. Исторически так сложилось, что из-за близости Сенной площади, которая долгое время была местом сбора мошенников, воров и спекулянтов, этот район считался непрестижным. Кроме того, из-за отсутствия метро сюда всегда было неудобно добираться, да и с парковками тоже до сих пор не всё благополучно», – объясняет эксперт.

Однако интерес к этой части Петербурга постепенно растёт, поскольку уже в 2018 году здесь появится станция метро «Театральная» с выходом прямо к Мариинскому театру, идёт реконструкция целого ряда жилых домов, создаются новые общественные пространства, наиболее крупное из которых – «Новая Голландия». «Перспективы у этой локации очень хорошие, поэтому цены на недвижимость несомненно будут расти», – прогнозирует Леонид Сандалов.

И процесс, по всей видимости, уже пошёл. В настоящий момент двухуровневые представительские апартаменты общей площадью 330 кв. метров с видом на Мариинский театр и консерваторию, которые когда-то занимала великая Авдотья Истомина, продаются за 145,85 млн рублей (3,96 млн евро) и вошли в ТОП-10 самых дорогих квартир в Петербурге.

Хотя вряд ли этот вариант заинтересует кого-то из артистов Мариинки. Разве что маэстро Валерий Гергиев, владеющий в России шестью квартирами общей площадью 996 кв. метров, решит пополнить свою коллекцию и обзаведётся еще одной.

В бумажной версии этот текст можно прочитать в журнале «Мир и Дом» (№10, 2014 год), который является партнёром портала Элитное.РУ

Читайте также:

Всего через четверть века электромобили станут основным видом транспорта

Как обустроить жильё в стиле ар-деко. Пять правил типично американской планировки

Использование материалов Интернет-журнала «Элитное.ру» возможно только при соблюдении правил.