Как известные архитекторы Сергей Чобан и Владимир Плоткин превратили винзавод, построенный в XIX веке Николаем Воскресенским, в элитный жилой комплекс
Каждому элитному комплексу присущи свои уникальные детали, и чем их больше, чем они необычнее, тем сильнее проект притягивает к себе внимание. Именно таков сочетающий в себе историю и современность Wine House, расположенный на острове Балчуг в паре километров от Кремля, строительство которого завершает компания ЗАО «Бизнеспарк Новая Рига», входящая в ГК «Галс-Девелопмент».
Деталь первая: проект трех архитекторов
Как правило, к работе даже над самым элитным проектом редко привлекают более одного известного архитектурного бюро. Однако случай с Wine House исключительный: в его создании поучаствовали сразу три именитых мастера. Первый – Николай Воскресенский, по чьему проекту еще в конце XIX века было построено здание, ставшее сейчас доминантой комплекса Wine House.
Это элегантная четырехэтажная постройка из красного кирпича с рустованными пилястрами, ажурным карнизами, обрамляющими кровлю, массивными деревянными дверям. Возводилась она для Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин Петра Смирнова, и свой профиль сохраняла и советские годы: здесь размещался завод шампанских вин «Корнет».
Поскольку по задумке застройщика комплекс должен был стать многоликим, идея позвать столь разноплановых архитекторов выглядела вполне логично
Два других архитектора – Сергей Чобан (бюро SPEECH) и Владимир Плоткин (ТПО «Резерв»). Их пригласили в проект несколько лет назад, когда территорию винзавода (а в нее входил не только краснокирпичный корпус, развернутый фасадом на улицу Садовническая, но и окружающие его хозяйственные постройки) компания «Галс-Девелопмент» задумала превратить в элитный жилой комплекс.
Архитекторы очень разные. Владимир Плоткин – почитатель лаконичной тектоники и противник излишеств. Сергей Чобан – сторонник сложно украшенных фасадов из натуральных материалов с детально прорисованным рельефам. Но поскольку по задумке застройщика комплекс должен был стать многоликим, идея позвать столь разноплановых архитекторов выглядела вполне логично.
Деталь вторая: историческое наследие в современном обрамлении
Цветовой акцент проекта – красный корпус старинного винзавода, которым занималась команда Владимира Плоткина. Незадолго до начала работ над комплексом Wine House это здание признали объектом культурного наследия, поэтому его требовалось не просто модифицировать под апартаменты, но и восстановить все фасады в первозданном виде, задуманном более века назад Николаем Воскресенским.
Год назад реставрация корпуса полностью завершена и сейчас он снаружи он полностью соответствует своему исходному облику
А они за долгие годы существования сильно изменились. Вся кирпичная кладка была покрыта темно-вишневой краской, хоть и близкой по тону к исходному кирпичу, но инородной для него. Контуры оконных проемов, а также оконные рамы были густо покрашены в белый цвет, чего в исходном проекте (а он был обнаружен в одном из архивов) не было и в помине. А лепная балюстрада, некогда подчеркивающая линию крыши, была полностью утрачена.
Все эти детали нужно было полностью восстановить, желательно, используя аутентичные материалы. Это оказалось не просто: исходно здание было построено из кирпичей разного размера, а не одинаковых, как это практикуется сейчас. Но выход нашли: внутренние перегородки, которые требовалось демонтировать для замены полусгнивших межэтажных перекрытий, а также технические дворовые постройки (они многократно перестраивались в ХХ веке и не являлись предметом архитектурного и исторического наследия) разбирали очень бережно, стараясь по возможности не повредить кирпичи, чтобы в дальнейшем использовать их для фасада. То количество, которого не хватило, формировали вручную по спецзаказу. Год назад реставрация корпуса полностью завершена и сейчас он снаружи он полностью соответствует своему исходному облику. А внутри него теперь размещаются лофт-апартаменты с высокими потолками и просторными комнатами.
Но это лишь часть проекта Wine House. Вторая часть – это современное светлое здание, которые в виде каре опоясывает исторический корпус, создавая ощущение кольца из белого золота с инкрустированным в него рубином или гранатом. Над новым корпусом работали обе архитектурные комнаты – и SPEECH, и ТПО «Резерв», что позволило на выходе получить сложную, контрастную, но при этом очень цельную архитектуру.
Деталь третья: многоликие фасады
Новый корпус хоть и является цельным и единым, воспринимается как одиннадцать разных задний (ровно столько же нем секций-подъездов). Хитрость кроется в фасадах: секции, над которыми работал Владимир Плоткин, чередуются с теми, которые выполнил Сергей Чобан. Отличия настолько очевидны, что их заметит даже неискушенный в архитектуре. Фасады ТПО «Резерв» лаконичные, однородные, почти белые, эффектно контрастирующие с небольшими деталями из черного гранита. Выглядят они брутально и строго, разве что в крупнопролетных окнах из затемненного стекла допущена некоторая вольность и озорство: они расположены ассиметрично, а их размер и форма меняется от этажа к этажу.
В фасадах от бюро SPEECH все с точностью до наоборот. На стенах этих секций активно использован резной натуральный известняк цвета топленого молока. Причем узоры на нем разные: местами – довольно строгие вертикальные объемные линии, местами – затейливый растительный орнамент. В этих же секциях можно заметить сглаженные углы, причудливые карнизы, эффектные полуколонны и пилоны, общем все то, что Владимир Плоткин мог бы назвать архитектурными излишествами. Зато окна абсолютно симметричные, что уравновешивает обилие акцентов и позволяет все секции разом, каким бы архитектором те ни были выполнены, воспринимать как единый ансамбль. Сложный, многоликий, но абсолютно гармоничный.
Деталь четвертая: террасы на ступенчатой кровле
Для создания завершенного проекта, в состав которого входит историческое здание, недостаточно уравновесить и стилистически объединить входящие в него новые и старые постройки. Его нужно логично вписать и в окружающую застройку. А она разная. Та, что выходит на улицу Садовническая – это в основном четырехэтажная классика. Та, что расположена за задним фасадом комплекса и идет вдоль Космодамианской набережной, более высотная, возведенная в середине XX века.
Появились просторные террасы, расположенные на крыше смежных с ними секций меньшей этажности
Wine House гармонизировали и с теми, и с другими соседями, сделав новый корпус ступенчатым. Те секции, что смотрят на Садовническую улицу, сделали четырехэтажными, вровень с историческим зданием винзавода. А по мере продвижения в сторону набережной секции повышаются, превращаясь в самой камерной, изолированной ото всех улиц, части в семиэтажные.
Помимо создания визуальной логики такой прием позволил добавить комфорта некоторым квартирам (а в новом корпусе, в отличие от исторического, представлены именно квартиры, а не апартаменты). При них появились просторные террасы, расположенные на крыше смежных с ними секций меньшей этажности. К слову, именно эти квартиры пользуются высоким спросом у покупателей.
Деталь пятая: двор как корабль
Архитектурные детали Wine House не ограничиваются лишь особенностями входящих в него корпусов. Они продолжаются (а может, и наоборот, начинаются) на дворовой территории, которую по задумке архитекторов превратили в своеобразный корабль. Логика понятна: Балчуг, где располагается комплекс – это остров; что до Космодамианской набережной Москва-реки, что до Садовнической набережной Водоотводного канала от дома не более ста метров; так что идея стилизовать двор под корабль вполне уместна. Чтобы создать такой образ, внутреннюю территорию Wine House замостили серым гранитом, напоминающим морскую гладь.
Настоящая вода, впрочем, здесь тоже есть. Это фонтан, но не простой, а интегрированный в сложную многоуровневую ландшафтную композицию, напоминающую живую скульптуру. А она, действительно, меняется, радуя новыми красками и тонкими ароматами, ведь образующие ее клены, яблони, гортензии и другие растения подобраны так, чтобы цикл их цветения приходился на разное время года. Тот же принцип непрерывного цветения использован и при озеленении клумб, отделанных клинкерным кирпичом и известняком, перекликаясь с фасадами Wine House. О корабле напоминают и массивные деревянные скамейки, в отделке которых использована лиственница, а также палубная доска, местами использованная как элемент мощения.
Сейчас работы над созданием ландшафта находятся в завершающей стадии, и оценить все их прелести, а также насладиться архитектурными особенностями комплекса – как пересиленными, так и теми, что остались за кадром, владельцы квартир и апартаментов смогут очень скоро: Wine House введут в эксплуатацию в сентябре.
Сергей Чобан, управляющий партнер архитектурного бюро SPEECH
– Wine House спроектирован двумя бюро – SPEECH и ТПО «Резерв», которые в рамках единого дизайн-кода предложили совершенно разное прочтение сомасштабной исторической застройке Замоскворечья архитектуры. Разнообразие деталей и высокое качество их проработки и делают этот комплекс единым ансамблем, а сочетание в одном проекте двух совершенно разных архитектурных почерков придает ему по-настоящему уникальный и при этом легко узнаваемый облик.
Владимир Плоткин, главный архитектор ТПО «Резерв»
– В жилом комплексе Wine House центральным является взаимодействие архитектуры исторического корпуса, связанного стилистически с застройкой Замоскворечья, и новых жилых блоков. Мы внимательно подошли к соблюдению высотности, поддержке карнизных линий зданий, прилегающих к кварталу. Очень хорошо работает террасное решение корпусов с понижением к красной линии. Расположение объекта в исторической части города предопределило выбор натурального камня для отделки фасадов.