Журнал «Элитное.РУ» попытался разобраться, где будет строиться наиболее престижное жильё Москвы и Подмосковья в ближайшем будущем.
За четверть века существования рынка недвижимости некоторые зоны Москвы и Подмосковья стали чётко ассоциировать с элитностью. Однако элитный location не является чем-то незыблемым и фундаментальным. «Золотую милю» активно теснят Хамовники, а за городом перетянуть на себя «одеяло престижа» у Рублёвки пытается Новая Рига. Какие территории смогут пополнить карту элитных районов Москвы в ближайшие четверть века?
Между Космодамианской и Садовнической. Остров luxury.
Один из главных признаков элитных территорий – однородная элитная среда. Создать такую в окрестностях Остоженки в полной мере не удалось: отчасти помешало отсутствие чётких естественных границ, с помощью которых от элитных территорий можно немного «отодвинуть» остальной город. Впрочем, выбор границ в черте Москвы не так уж и велик. Ими могут стать разве что русла рек. Неудивительно, что одно время главную ставку в развитии элитного жилья в Москве делали на «Золотой остров» – бывшую территорию завода «Красный Октябрь», с трёх сторон омываемую Москвой-рекой и Водоотводным каналом и ограниченной Берсеневской и Болотной набережной, а также улицей Серафимовича. Однако концепцию развитии этой территории разрабатывают слишком долго, и за это время её успели превратить в эдакий творческо-туристический элемент города, который с полноценной элитной жилой составляющей интегрировать будет уже тяжело. Это стало особенно заметно после того, как от Храма Христа Спасителя к экс-территории «Красного Октября» и далее к Якиманской набережной перебросили пешеходный мост, ставший новой туристической тропой.
Наиболее интересной может оказаться территория вблизи второй точки соединения этих же водоёмов в пределах Космодамианской и Садовнической набережных. Она более камерная и умиротворённая, почти не тронута новым строительством, при этом насыщена исторически значимыми строениями. Единственное, что может помешать её преобразованию в элитный жилой район – это обилие земель, относящихся к различным военным ведомствам. Впрочем, и это решаемо, являясь лишь вопросом грамотно выстроенного диалога.
Новослободская улица. С видом на Бутырку.
Элитный сегмент недвижимости всегда считался самым консервативным, но в то же время – он является наиболее склонным к экспериментам, когда классические концепции жилья легко и непринуждённо трансформируются во что-то совсем необычное. Не случайно многие элитные многоквартирные дома чем-то похожи на объекты коммерческой недвижимости со свойственными им «чистыми» линиями фасадов, выверенным и даже порой аскетичным подходом к внешнему украшательству, с гигантскими внутренними объёмами, большими плоскостями остекления. В этом смысле реорганизация некоторых промзон, постройки которых по умолчанию обладают теми же самыми характеристиками, может подарить городу новые точки роста элитной недвижимости. Причём речь не обязательно должна идти о зонах чисто промышленного назначения. Например, очень интересным в этом плане может оказаться знаменитая «Бутырка». Сам следственный изолятор планируют перевести в окрестности Ватутинок, а его нынешнюю территорию, находящуюся на Новослободской улице, превратить в объект совсем другого назначения. Правда, какого именно, пока не ясно, но поговаривают и о музее, и о жилье, или о том и другом одновременно. Вопрос, скорее, в возможностях маркетинга: насколько удачно можно сгладить специфическую ауру местности и вытащить на первый план её чисто историческую составляющую, берущую отсчёт ещё со времён правления Екатерины II. Если проект переформатирования «Бутырки»окажется удачным, он станет самым необычным жилым районом, и из-за этого вдвойне притягательным.
Сколковское шоссе. По соседству с инновациями.
Из всех новых территорий, присоединённых к Москве, для создания нового центра притяжения элитной жизни больше всего подходят окрестности короткого Сколковского шоссе. Во-первых, располагаются они к западу от МКАД, что, по умолчанию, считается престижным; во-вторых, от кольцевой автодороги – не более трёх – четырёх километров; в-третьих, здесь нет даже намёка на транспортные проблемы, свойственные Рублёво-Успенскому шоссе. Более того, транспортную доступность лишь улучшило появление на бывших экспериментальных землях сельхозакадемии инновационного центра «Сколково», полностью изолировав Сколковское шоссе от соседствующего с ним Минского и сделав его неудобным для объезда пробок.
Сейчас вокруг Сколковского шоссе реализуется несколько архитектурно и планировочно интересных жилых проектов, правда, тяготеющих всё же к бизнес-классу, нежели к элитному сегменту. Хотя потенциал этих территорий гораздо выше. Достаточно упомянуть, что именно здесь располагается гольф-поле Романа Абрамовича (а любое полноформатное гольф-поле, в принципе, можно считать индикатором элитности окружающей местности), а из частной застройки около четверти составляют домовладения крупных российских чиновников и бизнесменов. Если продолжить развивать эту тему дальше, можно получить очень мощного конкурента Рублёвке.
Дмитровское шоссе. Элитные усадьбы на задворках Подмосковья
Застройщики давно пытаются заинтересовать покупателей элитной недвижимости проектами, удалёнными от МКАД, делая ставку на экологию и большие земельные участки, но пока это получается плохо. Вот и Дмитровское шоссе, которое обвито гирляндой водохранилищ и горнолыжных склонов, по-настоящему элитным направлением так и не стало. А всему виной даже не расстояния, выраженные в нескольких десятках километров от столицы, а низкая скорость транспортного потока. Ведущаяся сейчас реконструкция шоссе ситуацию если и подправит, то не глобально. А вот что действительно картину мира изменить сможет, так это активное развитие малой авиации и вертолётных такси – с обилием взлётно-посадочных площадок и сопряжённых с ними парковочных комплексов. Чтобы перевернуть представление об этих видах транспорта как повседневной альтернативе транспорта наземного, потребовалось около 15 лет, ещё лет 10 уйдёт на «разгон» рынка, и примерно к 2025 году вся эта система должна функционировать уже в полном объёме. Как только это произойдёт, разрозненные элитные проекты в удалённых от Москвы районах перестанут быть исключением, и, напротив, превратятся в правило. Кстати, такой переход предусмотрен уже в нынешней классификации загородной недвижимости, согласно которым элитным усадебным комплексам не воспрещается располагаться и на задворках Московской области и даже за её пределами. Впрочем, тут нужно иметь в виду, что за тридевять земель даже по воздуху отправятся лишь за чем-то действительно особенным и ландшафтно-прекрасным. А такие зоны, как ни крути, в большинстве своём попадаются лишь к северу от Москвы, преимущественно вокруг Дмитровского шоссе.