Первый из городов создали в 2005 году, еще два – в 2014 и 2020 годах, а остальные пока продолжают возводить
Обычно города могут «похвастаться» богатым прошлым. В самых старых из ныне существующих – Дамаске, Иерихоне, Библе – люди жили уже 9-11 тыс. лет назад. Но есть и такие, история которых началась в нашем веке. На карте мира портал «Элитное.ру» нашел пять городов, первый из которых построили с «нуля» в 2005 году, а последние два еще находятся на стадии возведения. Да и жизнь молодых городов строится по-разному: некоторые из них уже стали успешными, а в других жителей мало, и пока это города-призраки.
1. Нейпьидо в Мьянме – 2005 год
Название Нейпьидо переводится как «королевская страна». Молодой город является столицей Мьянмы (Бирмы), одной из крупнейших стран в Юго-Восточной Азии. Город основан по инициативе правительства, которое решило перенести бывшую столицу Янгон, расположенную на побережье, на 320 км вглубь страны.
В 2002 году на месте деревни Чепьи началось строительство, а уже в 2005 году появился город площадью 7 тыс. кв. км. В том же году из Янгона выехали главные министерства, и Нейпьидо официально стал столицей. В 2008 году здесь открылся крупнейший в стране и всем регионе зоопарк. Животных туда перевезли из Янгонского зоопарка. Также заработал Национальный парк трав и Парк фонтанов. А в 2009 году на одном из холмов построили пагоду Уппатасанти («защита от бедствий»), копию пагоды Шведагон в Янгоне, самой священной буддийской пагоды в Мьянме. По населению Нейпьидо еще далеко до Янгона, крупнейшего города страны с 7,4 млн человек. Но статус города-миллионника уже получен: количество жителей достигло 1,2 млн.
2. Андричград в Боснии и Герцеговине – 2014 год
Второй город построен на средства известного сербского режиссера Эмира Кустурицы в небольшой европейской стране Босния и Герцеговина. Андричград или «Город Андрича» находится на берегу Дрины рядом с Вишеградским мостом. Город построен в честь югославского писателя и дипломата Иво Андрича, родившегося на территории современной Боснии и Герцеговины. В 1961 году Адрич получил нобелевскую премию по литературе за роман «Мост на Дрине».
Возводили Андричград около трех лет: работы начались в 2011 году, а завершились в 2014-м. В его строительство было инвестировано около 15 млн евро. Город небольшой, площадью всего 0,017 кв. км, но в нем есть несколько гостиниц, театр, кинотеатр, художественная галерея дом-музей Иво Андрича, гуманитарный институт, библиотека, храм Святого князя Лазаря, рынок, а главное – собственный городской муниципалитет. Территориально Андричград входит в Вишеград, в котором живет 6 тыс. человек.
3. Экономический город короля Абдуллы в Саудовской Аравии – 2020 год
Теперь перенесемся в крупнейшую страну на Аравийском полуострове – Саудовскую Аравию. В 2005 году на престол этой страны вступил новый король Абдуллах ибн Абдул-Азиз. В самом начале своего правления он объявил о новом мегапроекте, нескромно назвав его «Экономический город короля Абдуллы». Под мегапроект отвели участок площадью 173 кв. км вдоль Красного моря, между Мединой и Меккой. Эту территорию разделили на шесть частей: промышленную зону, порт, жилые районы, морской курорт, образовательную зону и деловой район.
Строительные работы начались в том же 2005 году. Город достроили в 2020 году, вложив в его строительство 100 млрд долларов. Однако Абдуллах ибн Абдул-Азиз не увидел творения, носящего его имя, он умер в 2015 году. Наследники завершили строительство «экономического города», но крупный бизнес в него так и не пришел. Планировалось, что в городе Короля Абдулы будет жить 2 млн, но пока проживает только семь тыс. человек.
4. Сонгдо в Южной Корее – 2025 год
Город Сонгло находится на побережье Желтого моря в 65 км к юго-западу от Сеула, столицы страны. Южная Корея считается одной из самых технологичных стран, и дуэт из двух крупных международных девелоперских компаний – Gale International и Posco – решил построить здесь самый первый «умный город» в мире.
Стартовал проект в 2001 году. Однако четыре года ушло на разработку концепции, которой занималось архитектурное бюро Kohn Pedersen Fox из США, а к строительству приступили лишь в 2005-м. На участке площадью 6 кв. км возвели жилые дома, школы, больницы, административные здания и культурно-бытовые объекты. Важно, что 40% площадей отвели под зеленые зоны, в том числе копии водных каналов Венеции и Центрального парка Нью-Йорка.
Что касается «умных» решений, то в Сонгдо восемь инновационных систем, в том числе водопроводные сети, выработки электроэнергии и тепла. Система сбора мусора – пневматическая, мусор по подземным тоннелям отправляется в места его переработки. «Интернет вещей» объединяет все бытовые устройства. Есть велодорожки и зарядные станции для электромобилей. Каждому жителю положена смарт-карта с широким спектром действия: начиная от бесплатного проезда и проката велосипедов и заканчивая просмотром фильмов и походами в магазины. Полностью закончить город собираются в 2025 году, потратив на это 40 млрд долларов. Однако уже сегодня в Сонгдо живет 170 тыс. человек.
5. Масдар в ОАЭ – 2030 год
Замыкает наш список Масдар, который обещает стать первым эко-городом в мире. Расположен он на Аравийском полуострове, в Объединенных Арабских Эмиратах, в 17 км к югу от столицы страны Абу-Даби. Проект создания эко-города был инициирован правительством страны, а разработкой концепции занималось британское бюро Foster+Partners под руководством мэтра архитектуры Нормана Фостера.
Строительные работы начались в 2006 году. Согласно проекту, фундамент всего города площадью 6 кв. км поднят на высоту 7,5 метра от земли, а на подземном уровне расположена транспортная сеть. Все улицы наземной части спроектированы с учетом движения солнца и потоков ветра. Город обеспечивается солнечной энергией и другими возобновляемыми источниками энергии, имеет минимальные выбросы углекислого газа в атмосферу и систему полной переработки отходов.
Строительные работы начались в 2006 году, а первые дома сдали в 2010-м. Полностью завершить строительство эко-города изначально планировалось в 2014 году, но впоследствии сроки перенесли на 2030 год. Общие инвестиции в этот проект площадью всего 6 кв. км должны составить 22 млрд долларов. Стоит заметить, что Масдар рассчитан на 50 тыс. жителей, но пока его население почти в десять раз меньше и составляет чуть более 5 тыс. человек.