К марту этого года список проблемных девелоперов Московской области состоял из 82 компаний, как сообщает ГК «Сапсан». Причем в октябре 2012 года, когда и был создан реестр, в него входила только 31 организация – в 2,5 меньше, чем сейчас. Причиной повышения числа застройщиков, невыполняющих взятые обязательства, стал кризис – он усугубил проблемы отрасли.
Снизилась активность покупателей, а также их платежеспособность. Значительно подорожали стройматериалы и повысились нормативы обеспеченности проектов инфраструктурой – на текущих момент необходимо возвести в два раза больше садов, школ и прочих объектов, чем 4 года назад. Некоторые девелоперы работают на грани рентабельности либо даже ниже. И все равно основным инструментом повышения спроса на первичном рынке продолжают быть акции и скидки, доходящие до 25%.
Светлана Шмакова (вице-президент ГК «Сапсан») отмечает, что демпинг не может служить решением проблем – это не способ добиться успеха, а, в большинстве случаев, начало конца. Это может привлечь покупателей, имеющих ограниченный бюджет и готовых закрыть глаза на риски. Но такие клиенты могут остаться без жилья и денег либо, в лучшем случае, отложить переезд на неопределенный строк.
Подозрительно низкая цена в проекте должна настораживать. Речь идет не об отдельных акциях, призванных подстегнуть спрос, а постоянном снижении стоимости, ведь обычно по мере роста стадии строительной готовности квартиры, наоборот, дорожают. За демпингом могут скрываться сложности с реализацией, просчеты с проектом или другие проблемы. В таком случае лучше поискать другую новостройку. Тем более выбор сейчас особенно велик – к концу этого года в Московской области планируют возвести 7,5 млн кв. метров нового жилья – на 1,5 млн больше, чем в прошлом году.