«Сегодня сдавать элитное жилье в аренду не выгодно», – заявил на встрече «Клуба главных редакторов рынка недвижимости» управляющий партнер компании Contact Real Estate Денис Попов. По словам эксперта, сдача в аренду квартир и апартаментов приносит их владельцам всего 3-4% годовых, тогда как, например, доходность аренды в коммерческой недвижимости достигает 8-12%. Раньше, по его словам, рынок аренды дорогих квартир «жил» в долларах. «Однако в последнее время в рублях платят даже представительства иностранных компаний, несмотря на то, что бюджетирование у них в долларах, – заметил господин Попов. – Но платить рублями иностранцам, конечно, выгоднее».
Встреча клуба была посвящена выходу на рынок сразу нескольких проектов элитных апартаментов с сервисным обслуживанием. В частности, «Балтийская строительная компания» реализовала в районе станции метро «Смоленская» проект «Звезды Арбата», где одна часть площадей отдана под отель под управлением международного оператора Marriott, а вторая – под апартаменты. В результате, люди, купившие апартаменты в этом проекте, могут пользоваться сервисом гостиничного оператора. Еще один апарт-проект – «Резиденция Тверская» от застройщика «Ковакс».
У этой модели нашлись как сторонники, так и противники. Сторонники сервисных апартаментов уверяли, что за этим форматом будущее. В первую очередь, благодаря тому, что оператор предоставляет профессиональный и подготовленный персонал. А значит, размышляет гендиректор компании Point Estate Тимур Сайфутдинов, покупателям не придется воспитывать уборщиц, поваров и водителей. «А кроме того, любой человек может заболеть, – добавляет риэлтор. – Но для покупателей апартаментов с сервисным обслуживанием это не станет проблемой».
Директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty Сергей Колосницын замечает, что вся элита давно жалуется на присутствие в своей жизни огромного количества людей из обслуги, которых они называют «табором». «А таскать с собой “табор” им приходится из-за отсутствия качественного сервисного обслуживания», – замечает он.
Стоит заметить, что в западных странах формат апартаментов с гостиничным сервисом стал очень популярен. По словам гендиректора NAI Becar Apartments Александра Самодурова, эта модель активно развивается в курортных зонах и крупных городах Европы. В частности, во Франции и в Испании. «Впрочем, – поправил сам себя эксперт, – формат пользуется популярностью и в развитых азиатских странах, например, в Сингапуре».
Еще один плюс апартаментов с гостиничным сервисом – сдавать их в аренду гораздо удобнее. С одной стороны, наличие качественного сервиса является немаловажным доводом для арендатора. С другой – найти самих арендаторов владельцам гораздо проще. Ведь приехав из другой страны или города, человек сначала селится в гостиницу. А если ему по каким-то причинам нужно будет задержаться на месяц-два или дольше, то он просто переезжает из гостиничного номера в апартаменты, расположенные в том же здании. Слабой стороной этой модели при текущем состоянии рынка недвижимости, как упомянул противник сервисного формата Денис Попов, является низкая доходность. Однако всем понятно, что рынок не всегда будет находиться в депрессии.