В Россию вернулось несколько зарубежных компаний, арендующих квартиры для своих сотрудников
15% запросов на аренду элитного жилья в Москве приходится на клиентов из стран Азии, как подсчитали в компании Blackwood. Это более чем на треть превышает показатель аналогичного периода 2017 года. Спрос со стороны азиатских арендаторов начал расти в октябре прошлого года, а с наступлением 2019 года, когда в Россию вернулось несколько зарубежных компаний, снимающих квартиры для своих сотрудников, тенденция только усилилась.
Лидирующее место с большим отрывом занимают представители Японии. На них приходится 53% от общего числа обращений по поводу аренды на «элитки» для иностранных граждан. Еще 10,5% запросов поступает от граждан Казахстана, по 5% – от представителей Вьетнама и Сингапура. Всего на клиентов из стран Азии приходится 84% запросов на аренду квартир элит-класса среди иностранцев. В основном это корпоративные арендаторы из компаний, работающих на консалтинговом, автомобильном и инвестиционном рынках, а также в дипломатических службах данных стран.
Большинство экспатов из восточных государств интересуются 3-комнатными квартирами, которые составляют наибольшую доля предложения (37%). Предпочитают жилье в новостройках, в котором имеются раздельные зоны кухни и спальни, а также отдельные комнаты и санузел для обслуживающего персонала. У сотрудников дипломатических представительств обязательное требование – большой зал для приемов, рассчитанный на 30-70 человек. Также в числе приоритетов – расположение квартиры в центре, например, в Пресненском районе, районе Арбат или в Хамовниках. Средняя запрашиваемая ставка среди азиатских арендаторов составляет 150 тыс. рублей для менеджеров среднего звена и 300 тыс. рублей для топ-менеджеров.
«Экспаты, которые арендуют элитные квартиры в Москве – это представители тех сфер, где наблюдается рост, в частности инвестиционной и автомобильной, – отметил директор департамента городской недвижимости Blackwood Иван Бородин. – Также среди них много специалистов технического консалтинга, курирующих производственные линии на предприятиях, экспертов в сегментах облачных и мобильных технологий и направлении Big Data. Нужно учитывать и культуру построения бизнеса в азиатском регионе, где топ-менеджеры предпочитают выстраивать отношения на самом высоком уровне и лично приезжать в Москву и управлять процессами на месте. Все эти факторы влияют на рынок аренды и спрос на элитную недвижимость. И так как азиатские компании, целью которых является открытие офисов в России и развитие бизнеса, продолжают активную работу в этом направлении, то мы ожидаем последующего повышения интереса к арендному жилью со стороны данной группы клиентов».
Если рассматривать рынок московского арендного жилья классов «комфорт», «бизнес» и «элит» в целом, то среди иностранных арендаторов также преобладают представители стран Азии, но доля их ниже – 59% (данные компании «Инком-Недвижимость»). Еще 27% нанимателей из дальнего зарубежья – из Европы и 14% – из США. Почти две трети всех иностранцев – корпоративные клиенты. За год число иностранных арендаторов в средних и высоких ценовых сегментах выросло на 25%. Приток экспатов в Москву стимулирует либеральность законов России в отношении иностранных предпринимателей, а также прошедший в стране ЧМ по футболу как достижение дипломатии.