Девелоперы переключились с вывода новых проектов на завершение уже имеющихся
17 февраля 2020

За год выход новых проектов бизнес-класса в Москве снизился в 1,7 раза, а ввод объектов в эксплуатацию вырос в 1,6 раза

Девелоперы переключились с вывода новых проектов на завершение уже имеющихся

В 2019 году внимание московских застройщиков сосредоточилось на переходе рынка на проектное финансирование и продажи через эскроу-счета. Из-за этого фокус сместился с вывода новых проектов в сторону завершения строительства уже имеющихся. По данным компании Knight Frank, за прошлый год разрешение на сдачу в эксплуатацию выдали 40 объектам бизнес-класса. Это в 1,6 раза больше, чем в 2018 году (25 объектов).

Продажи стартовали в 15 новых проектах сегмента «бизнес» и 20 корпусах в рамках уже реализуемых комплексов. Темп вывода упал не только на фоне показателей 2018-го, когда вывели рекордные 25 проектов, но и в сравнении с результатами 2017 года, в течение которого появилось 19 комплексов. Не у всех игроков рынка получилось быстро перестроиться на новые правила, и они перенесли и отложили старт продаж своих комплексов на более поздние сроки.

Это привело к снижению объема предложения бизнес-класса – на 16% за год, до 12,2 тыс. лотов общей площадью 950 тыс. кв. метров, а также к изменению структуры по стадии строительной готовности. К концу 2019 года каждая четвертая квартира или апартаменты предлагались в сданных домах. На начальной стадии готовности представлено всего 6% лотов против 16% годом ранее. С использованием эскроу-счетов реализуется 18% объема предложения (16 проектов).

Больше всего выбор жилья по-прежнему в ЗАО, на который приходится 23% площади жилья в продаже. Самый активный прирост доли (на 4%, до 12%) отмечен в Южном округе. Здесь вывели шесть новых проектов, половина из которых – масштабные (RiverSky, «Now. Квартал на набережной» и Nagatino i-land). Южное направление, имевшее ранее преимущественно промышленную ориентацию, активно развивается и застраивается, в том числе и объектами инфраструктуры.

На фоне снижения объема предложения, изменения его структуры и перехода на проектное финансирование выросли цены. Средняя стоимость кв. метра и бюджет предложения бизнес-класса составили 286 тыс. рублей и 22,3 млн рублей, увеличившись за год на 6 и 8%. Под конец 2019-го рост несколько замедлился – за четвертый квартал средняя цена поднялась всего на 0,4%. Кроме того, многие девелоперы объявили о скидках, приуроченных к Новому году. Округом-лидером по повышению стоимости стал СВАО – за год прирост здесь составил 12% из-за сдачи в эксплуатацию двух масштабных проектов. На 10% подорожали квартиры и дома в ВАО, ЗАО и ЮАО. Минимальный бюджет стартует от 5,4 млн рублей. Доля доступного предложения стоимостью до 10 млн рублей за год сократилась более чем вдвое и составила всего 6% (в 2018 году – 11%).

Несмотря на рост цен, спрос в новостройках бизнес-класса увеличился на 5%. Всего прошло 15 тыс. сделок. Популярнее всего оказались квартиры и апартаменты в бюджете от 10 до 20 млн рублей (53% всех покупок) и в диапазоне площадей от 60 до 90 кв. метров (38%). При этом доля сделок с привлечением ипотеки увеличилась на 11%, до 42%, что связано с повышением «входного порога» в бизнес-класс и снижением ставок к концу 2019 года.