Девальвация и пандемия привели к ажиотажному спросу на новостройки бизнес-класса
21 апреля 2020

На первичном рынке жилья бизнес-класса Москвы снижается предложение на фоне увеличения покупательской активности и роста средней цены

Девальвация и пандемия привели к ажиотажному спросу на новостройки бизнес-класса

За первые три месяца 2020 года застройщики продали в новостройках бизнес-класса Москвы 3,9 тыс. квартир и апартаментов по ДДУ, как подсчитали аналитики компании Knight Frank. Это на 4% больше, чем за январь-март прошлого года. При этом около 40% спроса пришлось на март, когда курс рубля начал снижаться по отношению к доллару и евро. Количество сделок в прошлом месяце сопоставимо с результатами декабря 2019 года, хотя этот месяц традиционно считается самым активным в году на рынке жилья.

Ситуация, которая складывается на фоне пандемии и нестабильной экономической обстановки, по словам директора департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольги Широковой, окажет краткосрочное влияние на рынок. Хотя большинство девелоперов проводят активную диджитализацию процесса продаж, в ближайшее время ожидается снижение количества сделок, а также замедление выхода новых проектов. В то же время сформируется отложенный спрос, который реализуется, как только ситуация нормализуется. Чем длиннее окажется период вынужденного простоя, тем выше к моменту его завершения станет разрыв между спросом и предложением.

Активный спрос поддержал снижение предложения. По итогам первого квартала 2020 года на первичном рынке жилья бизнес-класса Москвы в продаже было представлено 10,9 тыс. квартир и апартаментов общей площадью 861 тыс. кв. метров. Предложение сокращается на протяжении последних двух лет: в сравнении с показателями первого квартала 2019 года количество лотов упало на пятую часть, а первого квартала 2018 года – на 41%. Еще одной причиной тенденции стала низкая активность застройщиков по выводу на рынок новых объектов, наблюдаемая в 2019 году и, вероятно, продолжающаяся в 2020-м.

За первые три месяца прошлого года продажи открыли лишь в двух комплексах бизнес-класса. За тот же период этого года – тоже в двух, включая Dialog («Центр-Инвест») и «Павелецкая Сити» (на фото, совместный проект MR Group и Level Group). Из-за неопределенной ситуации, связанной с кризисными явлениями в экономике и пандемией COVID-19, застройщики, вероятно, отложат старт продаж новых проектов, сконцентрировавшись на достройке текущих. Рынок пополняется за счет масштабных комплексов, рассчитанных на долгий срок реализации: с начала 2020-го в продажу поступило 19 корпусов. Более того, 80% лотов в экспозиции представлены в проектах комплексной застройки.

На фоне снижения предложения и активного спроса продолжила расти средняя цена «квадрата»: за первый квартал 2020 года она поднялась на 2%, а за год – на 7%, до 290 тыс. рублей. Также это связано с ростом этапа строительной готовности проектов на фоне ограниченного вывода нового предложения. На высокой стадии (от фасадных работ до ввода в эксплуатацию) представлено более половины объема предложения, в то время как на начальной (от подготовки площадки до монтажа фундамента) – 20%, что на 1% меньше, чем три месяца назад. Средний бюджет предложения увеличился за три месяца на 3%, а за год – на 10%, до 22,8 млн рублей. Большая часть жилья стоит от 10 до 20 млн рублей. На такой бюджет приходится 45% предложения, что на 5% меньше, чем в прошлом квартале. Большая доля предложения в больших бюджетах свидетельствует о вымывании небольших лотов на рынке.

«В текущей экономической ситуации девелоперы повели себя по-разному относительно ценовой политики: часть объявила о плановых повышениях цен в ближайшем времени, другие начали корректировать цены в ежедневном режиме, некоторые же заявили о фиксировании цен в своих объектах на определенный период времени, например, Tekta Group объявила о фиксации цен до 15 апреля, – объяснила Ольга Широкова. – При этом большинство девелоперов, ранее предоставлявших дисконты на квартиры и апартаменты, сохранили его в размере от 2 до 15% на ограниченное количество лотов в объектах. Чаще всего скидки предоставляются на квартиры и апартаменты в сданных корпусах».

В связи с развитием пандемии COVID-19 к концу марта большинство офисов продаж перешло на удаленную работу. Многие застройщики быстро перестроились на продажи в режиме онлайн: консультации проводятся по каналу связи, есть возможность бронирования на более длительный, чем ранее, период, также можно получать и подписывать документы в электронном формате с использованием электронной подписи, а оплату возможно провести через интернет-эквайринг. Однако у такого формата есть ограничения, в том числе со стороны банковской системы, а также службы государственной регистрации. Вкупе с нестабильной экономической ситуацией это может негативно отразиться на объемах продаж в ближайшем будущем.