В режиме самоизоляции выбирали более комфортное жилье с возможностью работать удаленно
С января по август 2020 года на вторичном загородном рынке Подмосковья купили 432 коттеджа, как подсчитали в компании «Инком-Недвижимость». Это на 12% больше, чем за восемь месяцев 2019 года. Также на 20% вырос спрос на таунхаусы: владельцев нашли 40 объектов. Востребованность дач, напротив, немного уменьшилась. Приобрели только 95 лотов – на 15% меньше, чем годом ранее. В режиме самоизоляции выбирали более комфортное жилье с возможностью работать удаленно. На 7% уменьшились продажи участков без подряда. С начала года купили 372 земельных надела.
В среднем коттеджи покупали по 20,8 млн рублей, таунхаусы – по 19,7 млн рублей. Дачи обходились в 1,6 млн рублей и участки без подряда – в 1,8 млн рублей. Средний чек сделки с коттеджами увеличился за год в 2,1 раза (в 2019 году – 9,9 млн рублей), с блокированными домами – на 65% (11,9 млн рублей), с участками – на 41% (1,3 млн рублей). Лишь дачи стали приобретать дешевле на 7%: в прошлом году их средняя стоимость продажи была 1,7 млн рублей.
Самым популярным направлением стала Новая Рига, на которую пришлось 16% спроса. 8% лотов купили на Дмитровском шоссе, по 7% – на Каширском и Минском. 19% сделок прошло с объектами, расположенными в зоне до 30 км от Москвы, треть – с находящимися на расстоянии от 31 от 60 км и 48% – более 60 км.
Средний срок экспозиции дома, по словам руководителя аналитического центра «Инком-Недвижимость» Дмитрия Таганова, составляет 6-8 месяцев. Но многое зависит от состояния коттеджа, наличия коммуникаций и транспортной доступности. Незастроенные участки и большие дома могут быть выставлены на продажу дольше года. А если лот не нашел покупателя за два года, то цена недвижимости явно не соответствует рынку.
На подмосковной вторичной «загородке» предлагается 27,8 тыс. домов и участков. За год их количество снизились на 28%. Почти половина лотов (49%) приходится на коттеджи, еще 38% – на участки без подряда. Меньше всего доли у дач и блокированных домов – 8% и 5% соответственно.
В 2019 году число лотов, как отметил Дмитрий Таганов, тоже упало приблизительно на 30%. В 2020-м можно было ожидать, что вызванный пандемией рост спроса на «загородку» захлестнет и вторичный сегмент. И это могло бы привести к более заметному уменьшению экспозиции, но этого не произошло. Дело в том, что до 80% вторичного загородного жилья – физически и морально устаревшие дома. Это неухоженные дачи и «призраки 90-х», имеющие площади свыше 400 кв. метров, вычурную архитектуру и дорогую отделку. В среднем площадь реализуемого коттеджа составляет 255 кв. метров, таунхауса – 192 кв. метра, дачи – 73 кв. метра и участка без подряда – 13 соток.