Предложение апартаментов в Москве упало на треть за квартал
27 апреля 2021

Даже выход на рынок пяти новых апарт-проектов не смог нивелировать снижение количества лотов

Предложение апартаментов в Москве упало на треть за квартал

В первом квартале на первичном рынке апартаментов комфорт- и бизнес-класса Москвы в 68 проектах экспонировалось 3,5 тыс. лотов, как подсчитали в компании «Метриум». Это на 33,8% меньше, чем в конце прошлого года. Суммарная площадь апартаментов упала на 41,2%, до 177,8 тыс. кв. метров. На это повлиял высокий спрос и то, что девелоперы нескольких крупных комплексов сильно сократили экспозицию.

За три месяца зарегистрировали 1,4 тыс. договоров долевого участия с апартаментами комфорт- и бизнес-класса. Это на 40% меньше, чем в конце 2020 года, но на 30% превышает показатель первого квартала прошлого года. Активность покупателей стимулировала в основном стоимость (цены на квартиры в 2020-м росли активнее), а также надежда на приравнивание апартаментов к квартирам.

Даже выход новых проектов не смог восполнить стремительно сокращающееся предложение. За первые три месяца этого года, как и прошлого, стартовали продажи и бронирование в пяти апарт-комплексах: «3215», «Рублево», «Измайловский парк», «Лофт на Подъемной, 14» и «Турист».

Снижение экспозиции повлияло на структуру предложения по округам. За квартал наиболее заметно изменились доли ВАО и СВАО. В первом случае выход нового проекта «Измайловский парк» увеличил долю округа на 19,9%, до 25,2%. Во втором, напротив, показатель снизился на 16,3%, до 15,7% из-за снятия части лотов с продажи в комплексе «Легендарный квартал на Березовой аллее». Вымывание апартаментов привело к снижению доли в САО (на 4,3%, до 14,2%), ЦАО (на 0,1%, до 6%), ЮАО (на 1,1%, до 5,5%), и ЮЗАО (на 3,7%, до 5,1%). В остальных округах количество лотов уменьшилось не так сильно, что позволило им увеличить доли. В СЗАО рост составил 2,8%, до 17,8%, в ЗАО – 1,5%, до 5,6%, в ЮВАО – на 1,2%, до 4,9%.

Доля бизнес-класса возросла за квартал на 12,8%, до 68%. Большая часть новых проектов относится к этому сегменту. Одновременно раскупали апартаменты эконом- и комфорт-класса. Их доля уменьшилась до 32%: 31,2% – комфорт-класс и 0,9% – эконом-класс.

Почти треть лотов находится в новостройках на нулевой стадии готовности. За три месяца их доля выросла на 18,8%, до 36,5%. Рынок пополнился стартовавшими проектами, а предложение на более высоких стадиях готовности вымылось. Примерно 22,5% апартаментов сосредоточено в корпусах на этапе отделочных работ (минус 16,4%). По 20,5% лотов пришлись на готовые проекты (плюс 1,8%) и дома на стадии монтажа этажей (минус 4,3%).

В январе-марте 2021 года увеличилась доля апартаментов с отделкой под ключ (на 13,4%, до 40,6%) и White box (на 0,6%, до 7,8%). Причиной стало появление нового такого предложения и повышенный спрос на лоты в черновом варианте. Тем не менее, более половины апартаментов все еще реализуется без отделки (минус 14%, до 51,6%).

Средняя цена кв. метра в апартаментах массового сегмента увеличилась за три месяца на 13,6% и достигла 219,9 тыс. рублей. Рост за год составил 15,3%. Это связано с высоким спросом на бюджетные новостройки. Для апартаментов бизнес-класса показатель составил 274,7 тыс. рублей, увеличившись на 5,4% за квартал и на 10,7% за год. Пересмотр цен происходил на всем рынке. Во многих проектах стоимость повысили на 10-30% за три месяца, хотя в общей массе новостроек рост не превышал 3-6%.

Наиболее доступные апартаменты предлагались в проектах «MySpace на Фестивальной» (студия на 11,5 кв. метра за 2,41 млн рублей), «Лофт на Подъемной, 14» (студия на 10,8 кв. метра за 2,85 млн рублей) и «Станция» (студия на 18,4 кв. метра за 3,27 млн рублей). Самые дорогие лоты – в комплексах Alcon Tower (многокомнатный апартамент на 248,7 кв. мера за 126,8 млн рублей), Red7 (на фото, апартамент с террасой площадью 206,9 кв. метра за 125,2 млн рублей) и «ВТБ Арена Парк» (апартамент с тремя спальнями и террасой площадью 236,8 кв. метра за 78,4 млн рублей).