Значительный рост спроса на этот формат недвижимости привел к активному вымыванию экспозиции
В октябре 2021 года на первичном рынке «старой» Москвы предлагались апартаменты общей площадью 297,7 тыс. кв. метров, что на 0,4% ниже показателей сентября и на 33,4% меньше, чем в октябре 2020 года. На апартаменты приходится 14,3% от всего предложения «первички». Такие данные приводит компания «Бон Тон».
Рынок апартаментов находится в ожидании решений по смене статуса. Об этом говорит динамика спроса и выхода новых проектов в текущем году. За девять месяцев 2021 года купили на 54% больше лотов, чем годом ранее. Это привело к активному вымыванию экспозиции. В октябре на рынок вышел только один новый проект бизнес-класса – Verdi.
Большая часть апартаментов приходится на бизнес-класс – 35,8% площади. На втором месте находится комфорт-класс с долей 32,3%. Доля премиум-класса составила 29,1%, а стандарт-класса – всего 2,8%. За год сильнее всего сократился размер экспозиции премиальных проектов (минус 54% площади) и комплексов бизнес-класса (минус 38%). В массовом сегменте, наоборот, выросло предложение: в комфорт-классе – на 23%, в стандарт-классе – на 60,5%.
Больше половины объема предложения (53,5% площади) представлено в трех округах: ЦАО – 24,3%, СЗАО – 16,8% и САО – 12,4%. За год в ЦАО и САО экспозиция сократилась – на 47% и 58% соответственно, а в СЗАО на фоне выхода четырех новых проектов предложение поднялось на 74%. Больше всего за год увеличился объем в ВАО (в 15 раз) в результате выхода шести новых проектов массового сегмента. В 4,5 раза выросла экспозиция и в ЮВАО, где большая часть проектов относится также к массовому сегменту.
55% апартаментов (плюс 4% за месяц, минус 5,3% за год) находится на заключительном этапе, на начальной стадии представлено 28,4% площади (минус 1,6% за месяц, плюс 4,6% за год). Наибольшая доля реализуется с отделкой – 62,5% лотов (минус 2,8% за месяц, плюс 16,2% за год): с отделкой – 31%, с допопциями – 15,9% и с предчистовой отделкой – 15,6%. Без отделки продается 37,5% лотов (плюс 2,8% за месяц, минус 16,2% за год).
Большая часть (78,9%) приходится на три типа апартаментов: студия – 37,8%, «евродвушка» – 24,4% и «евротрешка» – 16,7%. Средняя площадь предложения составила 54,1 кв. метров. За год она сократилась на 24%: в стандарт-классе – 21,2 кв. метра (минус 18,1%), в комфорт-классе – 37,3 кв. метра (минус 29,8%), в бизнес-классе – 60,2 кв. метра (минус 8,5%), в премиум-классе – 113,5 кв. метра (плюс 13,5%).
Средняя цена предложения. составила 419,4 тыс. рублей за кв. метр, за месяц она сократилась на 0,6%, а в годовой динамике показала рост на 15,2%. Самым доступным среди округов стал ЮВАО – 277,8 тыс. рублей (минус 0,7% за месяц, плюс 43,5% за год), а самым дорогим ЦАО – 704,5 тыс. рублей (плюс 4% за месяц и 39,1% за год). Средняя цена апартаментов – 22,7 млн рублей, за месяц она снизилась на 4,2%, за год – на 12,4%. Среди округов самым доступным является ВАО – 8,7 млн рублей (минус 15% за месяц, плюс 18,7% за год), самым дорогим – традиционно ЦАО с ценой 82,9 млн рублей (плюс 15,6% за месяц и 87% за год).