Неоклассика в России стала альтернативным искусством, а в Европе дома с колоннами приравнивают к воспеванию тоталитаризма и фашизма.
![Нонконформизм Михаила Филиппова: о чём архитектор говорит с вечностью Нонконформизм Михаила Филиппова: о чём архитектор говорит с вечностью](/assets2/magazine_cover_photos/000/000/032/huge/024MA.jpg?1401283634)
Впервые я попал в мастерскую архитектора Михаила Филиппова три года назад. Полутёмный кабинет был завален фолиантами по архитектуре и многочисленными книгами по православию, философии и истории. Михаил стоял в центре комнаты, возле огромного мольберта, и красками рисовал картину будущего города на олимпийской Красной Поляне.
На следующий день была запланирована демонстрация проекта на архитектурном совете «Олимпстроя». Думаю, что в любой другой мастерской стояла бы невероятная суета, как пулемёт строчил бы принтер. А Филиппов спокойно стоял в полутёмной комнате и рисовал картину. Презентация проекта удалась, такого вердикта я никогда не слышал ни на одном архитектурном совете: «Неважно – что строить, важно – кто строит! Давайте не будем мешать мастеру работать!».
Конечно, Филиппов не только красиво рисует, но и строит. Современные архитекторы к этому не стремятся. Более того, если вы заговорите с ними про красоту, на вас посмотрят как на невежду, отставшего от жизни на полвека. Современная архитектура может быть яркой, вызывающей, шокирующей. Но не красивой. Потому что это не модно.
![Нонконформизм Михаила Филиппова: о чём архитектор говорит с вечностью Нонконформизм Михаила Филиппова: о чём архитектор говорит с вечностью](/assets2/magazine_photos/000/000/190/huge/rimskiy_2.jpg?1401283411)
НА ФОТО: жилой комплекс «Римский дом»
Филиппов не в тренде. Он – представитель неоклассического направления в архитектуре. Так в мире уже не строят. Есть хай-тек, модернизм, пост-модернизм, цифровая архитектура и много разных «измов», но в неоклассике строить не принято. Можно возводить коробочки в современном стиле – «стекло-металл-бетон». Или невероятно искривлённые дома. В общем, «правильных» вариантов много. Но строить с колоннами и по классическим пропорциям теперь не принято. Хотя покупатели жилья классику любят. Такой вот парадокс, почти заговор.
Неоклассику не любят не только российские архитекторы, в Европе дома с колоннами тоже считаются маргинальным явлением. Более того, такую архитектуру почти приравнивают к воспеванию тоталитаризма и фашизма – ведь так строили при Гитлере и Муссолини.
![Нонконформизм Михаила Филиппова: о чём архитектор говорит с вечностью Нонконформизм Михаила Филиппова: о чём архитектор говорит с вечностью](/assets2/magazine_photos/000/000/170/huge/jf.winuoce.jpg?1401283405)
НА ФОТО: жилой комплекс «Итальянский квартал»
Филиппов идёт против этого тренда. Но двигаясь против течения, в 2000-е годы он стал одним из самых востребованных архитекторов. По его проектам возводятся «Итальянский квартал» на Новослободской и целый город в Красной Поляне – «Горки Город». А «Римский дом», построенный по проекту архитектора в Замоскворечье, в этом году назван лучшим зданием, построенным за последние 20 лет.
Более того, строя внутри классического канона, Филиппову удаётся не повторять сказанное до него, а предлагать новые решения. Главный российский архитектурный критик Григорий Ревзин, подробно разбирая хитроумные филипповские архитектурные приемы, описывает это так: ««Римский дом» строится не как классическая архитектура, а как классическая картина, выстроенная в пространстве картина города. Эта картина изображает круглую площадь, расположенную перед холмом, как в Риме, на Форуме Траяна».
Более того, Ревзин считает, творения Михаила Филиппова – это продолжение отдельной ветви классической архитектуры. Эта ветвь могла развиться, если бы в 18 века под воздействием великих Пиранези и Гонзаго, архитектура пошла по другому руслу. То есть российский архитектор продлевает несостоявшуюся традицию: делает альтернативную историю искусства.
Лично меня такая постановка вопроса завораживает. Получается, что диалог Филиппов ведёт не с современными архитекторами, а с великими Бернини, Брунелески и Палладио. А кому не хочется подслушать разговор с вечностью?
НА ФОТО: проект Горки Город в Красной Поляне