Неоклассика в России стала альтернативным искусством, а в Европе дома с колоннами приравнивают к воспеванию тоталитаризма и фашизма.
Впервые я попал в мастерскую архитектора Михаила Филиппова три года назад. Полутёмный кабинет был завален фолиантами по архитектуре и многочисленными книгами по православию, философии и истории. Михаил стоял в центре комнаты, возле огромного мольберта, и красками рисовал картину будущего города на олимпийской Красной Поляне.
На следующий день была запланирована демонстрация проекта на архитектурном совете «Олимпстроя». Думаю, что в любой другой мастерской стояла бы невероятная суета, как пулемёт строчил бы принтер. А Филиппов спокойно стоял в полутёмной комнате и рисовал картину. Презентация проекта удалась, такого вердикта я никогда не слышал ни на одном архитектурном совете: «Неважно – что строить, важно – кто строит! Давайте не будем мешать мастеру работать!».
Конечно, Филиппов не только красиво рисует, но и строит. Современные архитекторы к этому не стремятся. Более того, если вы заговорите с ними про красоту, на вас посмотрят как на невежду, отставшего от жизни на полвека. Современная архитектура может быть яркой, вызывающей, шокирующей. Но не красивой. Потому что это не модно.
НА ФОТО: жилой комплекс «Римский дом»
Филиппов не в тренде. Он – представитель неоклассического направления в архитектуре. Так в мире уже не строят. Есть хай-тек, модернизм, пост-модернизм, цифровая архитектура и много разных «измов», но в неоклассике строить не принято. Можно возводить коробочки в современном стиле – «стекло-металл-бетон». Или невероятно искривлённые дома. В общем, «правильных» вариантов много. Но строить с колоннами и по классическим пропорциям теперь не принято. Хотя покупатели жилья классику любят. Такой вот парадокс, почти заговор.
Неоклассику не любят не только российские архитекторы, в Европе дома с колоннами тоже считаются маргинальным явлением. Более того, такую архитектуру почти приравнивают к воспеванию тоталитаризма и фашизма – ведь так строили при Гитлере и Муссолини.
НА ФОТО: жилой комплекс «Итальянский квартал»
Филиппов идёт против этого тренда. Но двигаясь против течения, в 2000-е годы он стал одним из самых востребованных архитекторов. По его проектам возводятся «Итальянский квартал» на Новослободской и целый город в Красной Поляне – «Горки Город». А «Римский дом», построенный по проекту архитектора в Замоскворечье, в этом году назван лучшим зданием, построенным за последние 20 лет.
Более того, строя внутри классического канона, Филиппову удаётся не повторять сказанное до него, а предлагать новые решения. Главный российский архитектурный критик Григорий Ревзин, подробно разбирая хитроумные филипповские архитектурные приемы, описывает это так: ««Римский дом» строится не как классическая архитектура, а как классическая картина, выстроенная в пространстве картина города. Эта картина изображает круглую площадь, расположенную перед холмом, как в Риме, на Форуме Траяна».
Более того, Ревзин считает, творения Михаила Филиппова – это продолжение отдельной ветви классической архитектуры. Эта ветвь могла развиться, если бы в 18 века под воздействием великих Пиранези и Гонзаго, архитектура пошла по другому руслу. То есть российский архитектор продлевает несостоявшуюся традицию: делает альтернативную историю искусства.
Лично меня такая постановка вопроса завораживает. Получается, что диалог Филиппов ведёт не с современными архитекторами, а с великими Бернини, Брунелески и Палладио. А кому не хочется подслушать разговор с вечностью?
НА ФОТО: проект Горки Город в Красной Поляне