О новых Гэтсби, спокойной архитектуре и садах для прагматиков
Помните миф про аргонавтов? У мифа есть продолжение. После возвращения героев корабль остался в Афинах. Каждый год на нем уходили в священное плавание на остров Делос. Само собой, корабль обновляли. Это дало пищу для споров, а можно ли его считать все тем же «Арго»?
Идею «Арго» интерпретировал в середине 20 века французский философ Ролан Барт. От оригинала остается имя и история, они непотопляемы, а сам «корабль» всегда новый. Так, непотопляемы многие концепты нашей реальности. Их много в городе вокруг нас: Большой театр, ГУМ, ЦДМ на Лубянке. В «концепты» превращаются определенные точки города. Жить там – значит купить свой билет на корабль истории.
С контекстными адресами работают все застройщики дорогого жилья. «Маяковская» – эмблемная локация, где строит «Галс-Девелопмент». Триумфальная площадь, вернувшая себя это название в 1992 году, уже на рубеже 1950 –60-х была символом романтики и молодой свободы. Этому времени не нужны были старые мифы, оно возносило на Олимп новых героев. Калатозов и Тарковский, Пастернак и Евтушенко, наконец, Гагарин. Хотя бы один раз в жизни человеку «оттепели» нужно было прийти именно на Маяковку в выходной: послушать поэтов, поужинать в «Пекине», а лучше в закрытом буфете для гостей, где можно встретить молодых Ефремова или Даля.
Логика этого дома проста: ты живешь на Маяковке. Фактически на Садовом, оно в 200 метрах, при этом в апартаментах действительно тихо
Рассматривая старые фотографии безупречных улиц и счастливых лиц, легко поверить в их светлое будущее. Этой вере Леонид Парфенов дал лучшее определение – «советский буддизм». Но есть и другие фотографии про другой город. В них нет советского, но есть дзен. Одна сделана во дворе известного дома №10 на Большой Садовой, где расположена та самая «булгаковская» квартира. Черно-белый кадр поймал Уильям Кляйн. Кстати, Кляйн – мастер мировой величины уличной и фэшн-фотографии. На первом плане пара мальчиков в кепках, на втором – молодые мужчины играют в пинг-понг. На фотографии запечатлены двор-колодец, пять человек, два тонких саженца, стол для тенниса и солнечный блик. Секунда 1960 года. И больше напоминает Нью-Йорк, а не Москву.
Эта фотография вспомнилась мне, когда я смотрела на другой московский двор из апартаментов нового комплекса на Большой Садовой «Сады Пекина» (на фото выше). В самом виде не было чего-то исключительного: старые деревья, квадрат детской площадки. Но не было и ничего придуманного. И из этой простоты возникало ощущение, что ты попал в место, где хочется остаться.
Новый комплекс расположен как раз напротив Булгаковского дома – на противоположенной стороне Садового. Оба корпуса сданы в эксплуатацию три года назад, в сентябре 2016. На тот момент уже было продано больше половины апартаментов, сейчас в экспозиции осталось около 30% лотов. Логика этого дома проста: ты живешь на Маяковке. Фактически на Садовом, оно в 200 метрах, при этом в апартаментах действительно тихо, поскольку комплекс скрыт зданиями первой линии и фасадами гостиницы «Пекин».
Когда-то на участке, где сейчас расположены «Сады Пекина», был фабричный квартал. Не уникальная история для Москвы. «Черный» двор за гостиницей с хаотичной парковкой и перестроенным зданием из «тридцатых» ничего, кроме хаоса, в реальность не привносил. На заседаниях так называемой «сносной комиссии», когда шло обсуждение застройки, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов говорил: «Не использовать это пространство в центре Москвы совершенно неправильно. Мы настаиваем, чтобы тут была спокойная архитектура, сделанная из качественного материала».
Сейчас башня гостиницы реставрируется, а гипнотически масштабными видами могут удивить «Сады Пекина»
Так и получилось. Спокойно и качественно. Двор оставили открытым (на фото выше). Зайти в «Сады Пекина» можно свободно со 2-й Брестской улицы. Выехать на автомобиле можно на Тверскую и на Садовое. На первых этажах корпусов работает около 10 коммерческих точек, где можно найти все, чем обычно пользуются жители большого города, чтобы поесть, привести себя в порядок, разнообразить день шоппингом. Все этажи отданы под апартаменты. Одна лифтовая группа предназначена для собственников апартаментов, другая для коммерческих арендаторов (на фото ниже).
Архитектурно комплекс очень лаконичен. Цокольный уровень облицован темно-зеленым гранитом, остальной фасад «закрыли» натуральным камнем песочного цвета. Объем современный, декор орнаментальный. Но если вы внимательны, то узнаете геометрию орнамента – ромбы, только в увеличенном масштабе, на фасаде Концертного зала им. Чайковского. Кстати, КЗЧ завершал и вводил в ансамбль Триумфальной площади Дмитрий Чечулин, архитектор большого брата «Садов Пекина» – легендарной гостиницы.
Когда-то увидеть панораму со всеми высотными зданиями можно было только с верхних уровней «Пекина». В советское время попасть туда могли немногие. Еще недавно там был известный коктейлями и веселой атмосферой бар. Сейчас башня гостиницы реставрируется, а гипнотически масштабными видами могут удивить «Сады Пекина» (на фото ниже).
То, что все так любят делать в Петербурге, можно повторить и в Москве: выйти на крышу почти на 60-метровой высоте. Кровли обоих корпусов комплекса «оживили» декоративными садами и открыли жителям. «Сады Пекина» обладают двумя собственными зелеными лаунж-зонами площадью 293 и 256 кв. м (на фото ниже).
Кто-то приходит днем поработать с ноутбуком, на крышах есть Wi-Fi, кто-то позаниматься цигуном, а один из жителей, кстати, из Петербурга, рисует картины
Плоская крыша с небольшим садом была непременным условием нового функционального дома, который описывал Ле Корбюзье. Архитектор считал, что такой сад можно составить не только из декоративных кустарников и цветников, но и маленьких деревьев. «Сады Пекина» высажены именно так. Есть и многолетние садовые растения, подвижная на ветру рожь, лаванда и тимьян, маленькие деревья в кашпо.
Концепцию садов назвали «Инь и Янь». Почему так, становится понятно, если увидеть здания сверху. На кровле первого корпуса более темная высадка названа «Инь», на втором более светлая – «Янь». Сады распланировали удобно. Сделали теневые зоны и открытые лужайки, места приватные и с диванами для больших компаний, добавили даже небольшой бар.
Сезон активной социальной rooflife в комплексе начинается в апреле, завершается в октябре. Интересно, что в Булгаковском доме тоже выходили на крышу. Жители вспоминают, что дети поднимались туда делать уроки в хорошую погоду. В «Садах Пекина» взрослая жизнь, хотя семей с детьми в комплексе заметное количество. Кто-то приходит днем поработать с ноутбуком, на крышах есть Wi-Fi, кто-то позаниматься цигуном, а один из жителей, кстати, из Петербурга, рисует картины. Жители даже устраивают здесь частные вечеринки для своих гостей. Глядя на Москву с этих крыш, становишься утром немного буддистом, вечером – немного Джеем Гэтсби.
Стоит заметить, что покупают апартаменты здесь действительно новые «Гэтсби: амбициозные, прагматичные. Даже средний возраст жителей около 30 лет, такой же, как у героя Фицджеральда. «Я переехал из дома бизнес-класса. Сам вырос в спальном районе, но с определенного момента жилье в центре стало необходимостью и эмоциональной, и деловой», – рассказывает один из жителей. Его дети закончили школу, старая квартира остается им. Жить в центре ему удобно, много рабочих встреч, вечера с женой предпочитают проводить вне дома.
«Не забивайте себе голову тем, что не имеет отношения к настоящему. В будущее надо еще попасть»
Если выбирать лучшие апартаменты для себя, то сейчас в «Садах Пекина» можно купить 140-метровые на 9 этаже с видом на Сити или 123-метровые на 12 этаже с окнами на северо-запад. Стоимость этих лотов 78 и 63 млн. рублей, что для Пресненского района ниже среднего бюджета покупки.
Все апартаменты продаются со свободной планировкой, одинаковыми типом остекления в пол. Кстати, окна легко распахнуть настежь. В комплексе нет больших лоджий, но каждое окно закрыто невысоким прозрачным экраном – такое ультра-минималистичное прочтение французского балкона. И это хорошо, потому что логично для новой жизни.
Человек так устроен, что воспринимает мир дуально. Есть ты сам и объекты вокруг тебя, новое и старое, активное и пассивное. Наверное, выбрать в центре современный дом, такой как «Сады Пекина», легко, когда ты выходишь из дуальности. Ты точно знаешь, сколько метров тебе требуется, и в какой именно точке города. Тебе не нужно придуманной жизни. «Не забивайте себе голову тем, что не имеет отношения к настоящему. В будущее надо еще попасть», – не уйти Москве от пелевинского дзена, да и не надо. В этом городе можно жить по-разному.