Стиль bespoke: через пять лет все элитные интерьеры будут «сшиты вручную»
19 марта 2020

Если 10 лет назад термин bespoke относился лишь к одежде, сшитой по заказу лучшими портными мира, то сегодня люксовые интерьеры тоже подгоняют «по фигуре»

Текст: руководитель и партнер интерьерной компании Woodstone Мария Волкова специально для «Элитное.ру»
Стиль bespoke: через пять лет все элитные интерьеры будут «сшиты вручную»

С развитием рынка статусной недвижимости и изменением потребностей заказчиков bespoke органично перешел на поле интерьеров. Причина проста: на сегодняшний день истинный люкс – это не бренд и не то, что печатают в модных журналах (а следовательно то, что уже было или есть), а пространство, созданное исключительно под его владельца. Это то, что называется роскошью на кончиках пальцев: когда даже дверная ручка представляет собой ювелирную ручную работу, выполненную на заказ. Как и в случае с одеждой, здесь есть свои «примерки», «подгон по фигуре», которые могут длиться столько, сколько нужно заказчику, чтобы признать интерьер совершенным (на фото ниже – Мария Волкова).

Стиль bespoke: через пять лет все элитные интерьеры будут «сшиты вручную»

Гальванизация металла и персидский оникс

Bespoke-интерьеры отличаются не только максимально персонифицированной эстетикой, но и функциональностью. Неудивительно, что такие проекты учитывают все: от образа жизни, увлечений и окружения хозяина до его физической формы. Интерьеры для собственника апартаментов ростом 1,9 метра будут однозначно отличаться от объектов для заказчиков с более низким ростом, а жилье для семейной пары старше шестидесяти лет – от дома для тридцатилетних. Казалось бы, все очевидно, и было неписаным правилом задолго до появления на рынке собственно термина bespoke. Так да не так. С постановкой элитного рынка на «промышленные» рельсы в сегмент пришла хоть и меньшая, чем в массовых объектах, но все же унификация и серийность. В итоге под выражением «вдохновляющее пространство» последние восемьдесят лет подразумевалось вдохновение не столько собственника жилья, сколько Домов мод, дизайнеров и производителей.

Как далеко не каждый портной готов к «штучной» работе, так и не каждое бюро даже в люксовом сегменте готово к выходу в сегмент уникальных интерьеров

От «обычной» (и даже самой дорогой) мебели на заказ bespoke отличается тем, что создается не по причине «неформатности» жилья и невозможности применения для него стандартных решений, а для обеспечения владельцу интерьера эксклюзивности пространства и беспрецедентного уровня комфорта, на 100% соответствующего представлениям владельца об этом самом комфорте. Причем эксклюзивность достигается необязательно только за счет hand-made мебели и аксессуаров. По специально разработанному под клиента макету на фабрике в Италии может быть изготовлена стеновая панель из редкой породы дерева с уникальным природным рисунком и под конкретную конфигурацию интерьера. Более того, составляющие одного и того же предмета интерьера могут быть произведены на разных фабриках и собраны мастером уже вручную.

Эксклюзивная мебель, выполненная на заказ, гальванизация металла и создание хромированных, бронзовых, латунных декоративных изделий для интерьера, декорирование стеклянных поверхностей различными техниками, инкрустация камня деревом или металлом – для bespoke-интерьеров нет ничего невозможного. Даже холодный металл сегодня можно обработать вручную таким образом, что помимо образования необычного рисунка на его поверхности сам металл станет более тактильным и теплым.

Стиль bespoke: через пять лет все элитные интерьеры будут «сшиты вручную»
Стиль bespoke: через пять лет все элитные интерьеры будут «сшиты вручную»

Вообще, тактильность все больше ценится в bespoke-люксе: от легендарной замши Hermes до персидского оникса. Уникальность статусных интерьеров на сегодняшний день часто связана именно с тактильной, фактурной характеристикой предмета. Продуманная дизайнерская концепция, выбор предметов интерьера и материалов с богатой фактурой как будто бы направлены на осознанное побуждение зрителя к непосредственному тактильному контакту с предметом: когда каждый аксессуар, элемент декора, светильник, люстру хочется взять в руки и с помощью тактильных ощущений оценить их виртуозную реализацию.

Психолог в интерьере

Означает ли вышесказанное, что вследствие роста спроса существенно вырастет рынок архитекторов и дизайнеров, предлагающих создание bespoke-интерьеров. Увы, нет: как далеко не каждый портной готов к «штучной» работе, так и не каждое бюро даже в люксовом сегменте готово к выходу в сегмент уникальных интерьеров.

Роскошь теперь синоним персонификации, точных настроек и выражается не в количестве, а в качестве

Во-первых, нужно собственное или очень дружественное высококлассное производство, которое сможет воплотить в жизнь все задумки и прихоти заказчика. Во-вторых, необходима команда, в которой есть специализирующиеся на «индивидуальном пошиве» архитектор, дизайнер, конструктор, а порой даже психолог. Такие эксперты не просто чувствуют время, но опережают его. В-третьих, в таких проектах требуется грамотный симбиоз художественной составляющей и организационной. Помимо собственно создания концепции пространства и ее воплощения, в подобных проектах без преувеличения много работы по согласованию многочисленных деталей, утверждению сроков поставки, ведению документооборота. Сделать все это эффективно, по минимуму задействовав заказчика, – важное конкурентное преимущество, доступное отнюдь не всем.

Таким образом, мы ожидаем, что рост спроса на bespoke будет существенно опережать рост рынка подрядчиков в данном сегменте. Скорее всего, речь пойдет о масштабировании бизнеса у существующих игроков, знающих технологию bespoke-интерьеров «от и до», чем о существенном увеличении количества компаний в отрасли, учитывая сложность подобных проектов, большое количество изделий ручной работы и беспрецедентно высокие требования заказчиков к результату (на фото ниже – итальянское производство).

Стиль bespoke: через пять лет все элитные интерьеры будут «сшиты вручную»
Стиль bespoke: через пять лет все элитные интерьеры будут «сшиты вручную»

Индустрия роскоши растет на 5% в год, и, несмотря на то, что ее среднестатистический мировой клиент – по-прежнему молодой китаец (а Индия уверенно догоняет), в России рынок тоже – пусть и небыстро – но растет и видоизменяется. Закончилась эпоха постсоветского консьюмеризма, когда состоятельные клиенты любили все, что бросается в глаза. Сегодня уже подросли дети тех, кто обожал «тотал Версаче». И эти дети любят совсем иное – то, чего нет больше ни у кого. Роскошь теперь синоним персонификации, точных настроек и выражается не в количестве, а в качестве. И уже сегодня проекты в стиле bespoke занимают более половины люксового интерьерного рынка, а всего через 3-5 лет все элитные интерьеры будут «сшиты вручную».