Уроки истории и стиля на Поварской
17 июня 2020

О вкусах не спорят, как и об обстоятельствах жизни. Однако и то, и другое полезно знать о соседях, когда решаешь, чем хочешь окружить себя

Уроки истории и стиля на Поварской

Пройти Поварскую от Нового Арбата до Садового вы сможете всего за 15 минут. Удивительно, что за это время вы увидите несколько десятков домов с историей – уникальная концентрация даже для Москвы.
Что означает на сегодняшний день адрес на Поварской? Исключительное право, полученное по наследству, – здесь редкость продажи в старом фонде. Временная привилегия посольских семей, принимающих гостей в великолепных интерьерах. Инвестиция (или больше удовольствие?) купить себе апартаменты в новом «Театральном Доме».

По необъяснимой городской логике большая часть Поварской относится к району Арбата, и лишь несколько домов на четной стороне – к Пресненскому. В остальном в жизни этой улицы нет парадоксов.

Здесь не торгуют, не сидят в уличных кафе, не прогуливаются бонвиваны. И «Театральный Дом», в отличие от многих проектов московского элитного девелопмента, не завлекает покупателей «инфраструктурой» и «сервисами». Уровень дохода живущих здесь семей (покупка 120-метровой квартиры требует инвестиций в 90-100 млн рублей) предполагает личных ассистентов и исключительные привычки. Как мы все уже знаем, доставить домой можно все, что угодно, а вот найти второй такой дом – точно нет.

Теперь же, как говорят, дом с историей – объект исключительный и для градозащитников, и для ценителей трофейной недвижимости

На Поварской всегда жили люди с достатком: дворянство и купечество. Квартал для нового истеблишмента образуют шесть строений «Театрального Дома»: три здания конца XIX – начала XX, прошедшие реновацию, и три построенные с нуля. Из 129 апартаментов и пентхаусов в продаже осталось всего 32 лота.

На Поварской всегда строили архитекторы с именем: Жилярди, Клейн, Кекушев. Компания «Галс-Девелопмент» к проектированию и реставрации дома на Поварской пригласила команду Михаила Посохина, к разработке архитектурных решений и дизайна художественной отделки – заслуженного архитектора России Павла Андреева.

Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской

Новые фасады не должны были уступать историческим по чистоте стиля. Для внешнего декора каждого из восьми корпусов архитектор, вдохновленный эстетикой Альфонса Мухи, создал оригинальные рисунки в стиле русский модерн. Рисунки переносили на фасад с помощью керамической плитки. Для воплощения проекта потребовалось собрать целую артель: художников, мастеров по мозаике и лепному декору. Модерн – лучшая возможность для автора показать свою манеру. У Андреева цвет и форма витальны. Пожалуй, в Москве такого второго жизнерадостного модерна не найти.

Архитектор выбрал для элитного дома самый артистичный и дорогой из стилей 20 века – модерн. Эта новая эстетика стала коннотацией к старой теме Поварской – дуальности соседствующих, но не воинствующих концепций мироустройства: классицизма и модерна. Причина подобного подхода становится ясна, когда узнаешь подробности жизни на этой улице.

Жизнь после ампира

Позвольте напомнить вам древнегреческий миф про юного Париса. Ему предстояло выбрать прекраснейшую из трех богинь: Афродиту, Афину или Геру. Герой отдал предпочтение Афродите, которая обещала ему любовь.

Мозаичный триптих с этим сюжетом должен был украсить модный интерьер дома № 9 на Поварской. Создать живописные полотна для двухэтажного особняка пригласили Михаила Врубеля. «Работа тысячи на полторы, что-нибудь, относящееся к эпохе Ренессанс, и совершенно на мое усмотрение…», – писал художник о большом для него заказе.

Дом для себя и своего мужа, инженера Дункера, перестраивала Елизавета Дмитриевна Дункер, дочь известного предпринимателя и коллекционера Дмитрия Боткина, племянница Фета. Внешний вид ее особняка с улицы поэт описал в одной из записок так: «Он очень барственен». Кстати, Дункер первая после Морозова осмелилась заказать Врубелю, правда отвергла два панно, но приняла цветочный плафон – «живопись-украшение».

К перестройке старых домов по вкусу новых владельцев в 19 веке относились несравнимо спокойней, чем в наше время. «По моде нынешней» одевались сами и также легко меняли «фасон» для фасада и интерьера. Теперь же, как говорят, дом с историей – объект исключительный и для градозащитников, и для ценителей трофейной недвижимости.

Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской

Глядя на лепные карнизы и окна с сандриками восстановленных неоклассических фасадов «Театрального Дома» в Мерзляковском, сложно представить, что внутри уже современные пространства, правда с потолками все той же почти 4-метровой высоты, как и век назад. Еще сложнее осознать, что под землей трехуровневый паркинг, кстати, редкая удача для этой части центра.

В 1890-х, когда на Поварскую переезжала чета Дункер, автомобиль на улицах Москвы еще вызывал трепет, а вот одноэтажный деревянный ампир – уже недоумение. На аристократичную Поварскую стремились богатые купеческие семьи и коммерсанты. Золотая эпоха дворянства растворялась в новом веке, но именно в прекрасном 19 веке некоторым семьям посчастливилось прожить на Поварской долго.

Дункер наслаждалась своим домом 18 лет и продала его лишь в 1910. Соседствовало с ней семейство текстильного фабриканта Митрофана Грачева. Они владели бывшей княжеской усадьбой Хованских более сорока лет, до самой революции. Теперь интерьеры с богатой лепниной и отделкой, а также монограммами прежнего хозяина служат благополучию норвежского посла, который патриотично добавил в один из залов работы Мунка и Йонсона. Правда к старым традициям дома относятся с уважением: в столовой – русская икона, в парадном зале – рождественский ужин и бал.

Квартирный вопрос

Эти два особняка находятся ближе всего к новому «Театральному Дому», на противоположной от него стороне. На Поварскую выходят окна многих новых апартаментов, в том числе секции с красивым эркером – редкой деталью для Москвы 21 века, но почти обязательной для Поварской.

В новом доме возможно многое из лучших привычек: продемонстрировать фамильное серебро и любимый фарфор, разбить зимний сад на небольшой террасе, а в просторных гостиных также, как и в гостиных прежних замечательных соседей, найти место для неизменного Bechstein. И подобные детали говорят о семье больше, чем просто цифра дохода.

«Перед моими глазами встала наша синяя гостиная, украшенная севром. Полуконцертный рояль «Бехштейн» с открытой крышкой, которая походила на застывшее крыло какой-то гигантской птицы, и у рояля мама», – вспоминала о жизни на Поварской Екатерина Мещерская. Княгиня с матерью занимали одну из квартир доходного дома графини Милорадович, чей герб сохранился до наших дней над центральным окном особняка, соседнего с «Театральным домом».

Модерн с его причудливой текущей формой и необычной пластикой был манифестом внутренней свободы: от условностей и протоколов, от «визитеров во фраках и мундирах»

Архитектурный проект здания, изначально двухэтажного, заказали Роману Клейну. Он успешно проектировал для состоятельных заказчиков новый тип недвижимости – доходные дома. Бум на их строительство пришелся на 1911-1915 года: за 4 года – почти 200 зданий. Поварская не стала исключением. Дом Милорадович с еще пятью доходными домами образуют единую линию первого квартала четной стороны.

Квартиры в доходных домах арендовали состоятельные коммерсанты и купцы, чиновники и служащие, профессора, врачи, инженеры, артисты, а иногда и сами архитекторы, как в доме на углу Поварской и Ржевского переулка.

Чем выше был класс квартир, тем сложнее планировка. Самые дорогие занимали полностью этаж, в них могла сохраняться типичная для усадеб анфиладная система без коридоров. Наиболее частым предложением для аренды в доходном доме были квартиры около 200 кв. м, разделенные на 5-7 комнат, обычно квадратных в плане: спальни с будуарами, а для публичных визитов гостиная, кабинет и столовая, рядом с которой располагалась хозяйственная комната для прислуги.

Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской

Подобной логике организации пространств следовал и Николай Струков, построивший несколько доходных домов в этом районе, включая здание 1893 года, вошедшее в современный ансамбль «Театрального Дома». Стоит сказать, что постройка значительно пострадала во время Второй мировой, при бомбежке. Именно в этой части комплекса поклонники исторической недвижимости найдут даже апартаменты с двухуровневыми полами. Между новыми доходными домами и усадьбами в исторической ретроспективе не более 30 лет, но разница ведь не в количестве этажей и масштабе амбиций, но в самом порядке жизни. А он стремительно менялся в 20 веке. Пройдет еще 30 лет, и на Поварской построят дом, который узнает вся Москва, потому что там будут жить Всеволод Пудовкин и Сергей Михалков.

Дом как манифест

Есть на Поварской и несколько особых домов. Это не именные особняки – Шуваловых, Ростовых, Гагариных, которые строились для Фамилии, отражая волю и вкус хозяев. Это и не доходные дома – адвоката Кальмеера, графа Хрептовича-Бутенева, домовладельца Баскакова, которые приносили владельцу деньги, но не всегда статус.

В первые годы 20 века финансист Яков Рекк начал воплощать в жизнь свою новую деловую идею: украсить город «стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских строений, в то же время не убивали бы национального колорита». Рекк владел Московским торгово-строительным акционерным обществом, что позволяло ему идти на риск – строить дом с интерьерами на продажу, полагаясь только на свой вкус и интуицию.

Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской

Так на Поварской в 1904 году появилось два удивительных особняка в «новом стиле», как тогда называли модерн. Какой же это был красивый архитектурный манифест и одновременно вызов современности. Рекк заказал проекты Льву Кекушеву. Архитектор уже был известен своим домом в «новом стиле», который построили здесь же, на Поварской, для купца Саарбекова. Там на первом этаже располагалась контора хозяина, на третьем – его личные покои, а на втором – зал, столовая, небольшой кабинет с мраморным угловым камином. Владельцами новых особняков Рекка также стали купцы-фабриканты Матвей Понизовский и Иван Миндовский.

Модерн с его причудливой текущей формой и необычной пластикой был манифестом внутренней свободы: от условностей и протоколов, от «визитеров во фраках и мундирах, являющихся аккуратно по всем праздничным дням приложиться к пергаментной руке величавой старухи», как писал о старом дворянстве историк Кизиветтер. Модерн кричал: мир не статичен, он изменчив, и в этом новом мире возможно все. Внук крепостного крестьянина покупал себе дом на Поварской.

Поднять занавес

Стоит сказать, что идею строительства готовых элитных особняков на продажу за десять лет до Рекка высказал Савва Мамонтов. Любопытно и то, что оба предпринимателя выбрали из архитекторов именно Кекушева, и то, что спустя более чем столетие модерн вновь покоряет Поварскую, – в художественных решениях «Театрального Дома» узнаваемы главные черты этого стиля: декоративность, пастельные краски, растительные мотивы.

Тех, кто попадает в границы нового квартала, в начало 20 века возвращают майолика, кованые балконы и плитка «кабанчик», которую можно увидеть в 5 минутах прогулки – на кекушевском фасаде. Интересно, что необычный сиреневый цвет мозаики верхних этажей есть в интерьерах у Миндовского и Грачева.

Пример в этом подал и сам девелопер дома, компания «Галс-Девелопмент», заказав авторские панно для внутренних фасадов архитектору «Театрального Дома» Павлу Андрееву

Пространства «Театрального Дома» показались бы очень комфортными тем состоятельным семьям, которые жили когда-то на Поварской. Сейчас треть представленных в продаже апартаментов по площади более 180 кв. м. Они распланированы на 3-5 спален, самые большие устроены на двух уровнях.

И в корпусах, прошедших реставрацию, и в построенных с нуля можно выбрать апартаменты, где в гостевой зоне будет 4 или 6 окон. В них возможно добиться красивого анфиладного прохода. А более узкие, чем мы привыкли, простенки между частыми окнами в исторических секциях становятся красивой личной подробностью.

Тем, кто хочет повторить амбиции владельцев особняков Рекка, необязательно выкупать этаж, чтобы распланировать себе 12 комнат, как у Понизовского. Центр внимания и сердце дома, как в прошлом, так и сегодня, – парадные пространства, те, которые предназначены для приема гостей. Как мы видели на примерах многих домов, есть золотое правило – гостиной, столовой и кабинета.

Что сегодня уместно повторить в новом доме на Поварской? Конечно, то, что расскажет о состоятельности и широкой образованности через внимание к деталям. Не поскупиться на красивый мрамор для подоконников и кесонные потолки, как у Миндовского. Отделать дубом библиотеку, как в особняке Шлосберга (сейчас его занимает семья немецкого посла). Для окон выбрать фурнитуру из патинированной бронзы, а для дверей – разные художественные ручки.

Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской
Уроки истории и стиля на Поварской

Возможно, кому-то посчастливится, как супругам Дункер, найти своего «Врубеля». Пример этому подал и сам девелопер дома, компания «Галс-Девелопмент», заказав авторские панно для внутренних фасадов архитектору «Театрального Дома» Павлу Андрееву. Он сделал красивый реверанс мастерам модерна – использовал цветочные мотивы стиля в орнаментах ручной росписи и лепного декора. О прекрасной эпохе напоминает и художественная коллекция для парадных, собранная командой проекта самостоятельно.

Помните миф о Парисе? На Поварской вы почувствуете себя на месте героя. На одной стороне вам захочется отдать свое «яблоко» дому с пятью окнами в стиле готика, а на другой – совершенной усадьбе Жилярди. Но немногие дома на этой улице могут принять в свои стены новых хозяев, как «Театральный Дом», и пообещать, пусть не любовь, как Афродита, но точно благополучную жизнь.