Девелоперы лукавят, говоря о любви покупателей к самостоятельному ремонту, а те активно голосуют рублем за готовое к переезду жилье
Долгое время все квартиры в элитных новостройках продавались без отделки. Девелоперы объясняли это просто: состоятельные люди любят проявлять индивидуальность и, как следствие, делать ремонт самостоятельно. В таком объяснении лукавства было гораздо больше, чем правды. Достаточно вспомнить словосочетание «пережить ремонт». А в проектах, где квартиры сдавались в черновом формате, масштабы ремонта увеличивались многократно: приходилось возводить стены между помещениями, заливать полы… Однако и после отделки собственной квартиры проблемы для покупателя жилья не заканчивались. В соседских квартирах еще много лет шумели компрессоры и перфораторы, а рабочие продолжали перевозить в лифтах цемент и кирпичи.
Трудно представить, что обеспеченным людям была по душе такая жизнь, но лукавство девелоперов объяснить просто: в начале 2000-х спрос существенно превышал предложение, и мнение покупателя, пусть даже и очень богатого, никого не интересовало. Все равно квартиры в новостройках распродавались, как горячие пирожки, а разбираться в тонких настройках дизайна помещений не было необходимости.
Ситуация начала меняться в 2008-2010 годах: после мирового финансового кризиса рынок недвижимости стал разворачиваться лицом к покупателю. Сначала в проектах появились квартиры в формате white box, а затем и с чистовой отделкой. В том числе и в элитном сегменте, где к созданию концепций интерьеров общественных зон и квартир застройщики стали часто привлекать именитых западных специалистов. Над интерьерами московских новостроек работали такие мэтры дизайна как Келли Хоппен, Филипп Старк, Карим Рашид и многие другие.
Покупатели проголосовали рублем: квартиры с дизайнерской отделкой продавались в разы быстрее, чем жилье в черновом формате. И проявлять собственную индивидуальность, как выяснилось, многие хотели с помощью мебели, текстиля и декора.
Однако в последнее время ситуация стала поворачиваться в обратную сторону. Весной, в рамках пятого пакета санкций Евросоюза, Брюссель запретил ввозить в Россию лаки, краски, сантехнику, керамическую черепицу и
т. д. И застройщики элитного жилья столкнулись с дефицитом качественных отделочных материалов и бытовой техники, рассказывает директор по развитию VSN Rielty Вячеслав Антропов. В результате несколько новых премиальных проектов, где изначально квартиры планировалось продавать с отделкой, вывели в продажу в черновом формате.
«Застройщики больше не рискуют предлагать чистовую отделку, как делали всего несколько лет назад», – замечает управляющий партнер Intermark Real Estate Дмитрий Халин. По мнению эксперта, на сегодняшний день девелоперы не могут просчитать экономику отделки, а покупатели боятся, что она будет из материалов низкого качества.
Все чаще девелоперы премиальных новостроек начинают говорить о том, что покупатели очень любят делать ремонт самостоятельно. Однако пока все же остались застройщики, которые выводят проекты с финальной отделкой.
В конце сентября ГК «Основа» объявила, что на ее склады из Европы доставлено 80% материалов и оборудования, необходимых для отделочных работ в апартаментах и общественных зонах премиального комплекса Red7, строящегося на проспекте Академика Сахарова. А оставшиеся 20% отделочных материалов будут доставлены в полном объеме до конца текущего года. В комплексе Red7 будет 289 лотов площадью от 34 до 207 кв. метров. Все апартаменты сдадут с отделкой от известного архитектурного бюро Олега Клодта.
На складах девелоперской группы сегодня лежит около 1 тыс. кв. метров бежевого мрамора итальянской компании Agglotech, обладающего высокой прочностью и износостойкостью. Также в Москву доставлено 5 тыс. кв. метров итальянской керамогранитной плитки производства Emil Group и 4,5 тыс. кв. метров плитки бренда Imola. Кроме того, на складе ГК «Основа» в объеме, необходимом для отделки всех апартаментов, аккумулирована сантехника немецких производителей Bette, Duravit и Tece, а также розетки и выключатели премиальной серии от итальянской компании BTicino, которая является частью концерна Legrand. Стоит отметить, что более 1 млн кирпичей немецкого производителя Deppe, которыми будут облицованы фасады комплекса Red7, завезено в Москву девелопером еще в прошлом году.
Но пример Red7 на текущем рынке премиальных новостроек – исключение, а не правило. Большинство же застройщиков сегодня планирует продавать квартиры без отделки. И их покупателям после выдачи снова придется проявлять индивидуальность, переживая ремонт.