Чаще стали использовать металлокаркас, устанавливать зарядки для электромобилей, объекты сервиса, лифты на жилые этажи и системы контроля
За 5 лет спрос на машино-места в новостройках Москвы увеличился на 68,8%. В проектах массового сегмента он поднялся на 36,1%, в комплексах бизнес-класса – сразу на 130%, в премиальных – на 48,6%. Лишь в элитных домах он снизился на 25,7%, что связано с дефицитом предложения «элитки» в этом году. Средняя стоимость парковочных мест выросла за тот же период почти в два раза. По информации Росреестра, за 11 месяцев 2022 года машино-места покупали в среднем по 2,3 млн рублей, что на 17,2% больше, чем в январе-ноябре 2021 года.
Сама индустрия парковок также активно развивается. Они становятся все технологичнее, эргономичнее и удобнее. Портал «Элитное.ру» на основе данных компании «Метриум» рассказал о пяти трендах, распространившихся в последнее время на автостоянках столичных проектов. Застройщики внедрили целый ряд интересных решений в организации пространства: строительство из металлокаркаса, оснащение зарядками для электромобилей, сопутствующим сервисом, прямым лифтом на жилые этажи и системами контроля.
Строительство из металлокаркаса
На западе еще с середины 20 века активно возводят здания на основе металлокаркаса, включая наземные паркинги. Они дешевле, чем подземные, и обладают на 10% большей вместимостью. Также их возводят не на начальном, а на завершающем этапе строительства комплекса, когда машино-места действительно нужны покупателям. Это позволяет застройщику потратить деньги позже и заметно улучшить общую экономику проекта. И строят такие здания быстрее. Основные элементы производят в заводских условиях, а на площадке ведется только болтовая сборка.
До сих пор в России эта технология имела ограниченное распространение. Среди причин – дефицит компетентных кадров, отсутствие большой базы типовых проектов и инерция рынка. Но с каждым годом становится все больше девелоперов, решающих строить парковки из металлокаркаса. К примеру, группа компаний «Ферро-Строй» возвела по этой технологии 14 паркингов на 150 тыс. кв. метров и запроектировала еще порядка 60 объектов на 800 тыс. кв. метров. В частности, она построила по заказу группы компаний ПИК наземный паркинг (на фото выше) в ЖК «Люблинский парк». Это пятиэтажное здание площадью 13,1 тыс. кв. метров возвели за год. Автостоянка рассчитана на 491 машино-место. Стоимость строительства составила 290 млн рублей.
Установка зарядок для электромобилей
Продолжает расти популярность экологичных технологий и передвижения на «зеленом» транспорте. Поэтому паркинги все чаще оборудуют зарядками для электрокаров. Раньше устанавливали лишь розетки. Однако с марта 2022 года МЧС разрешило размещать в подземных автостоянках и зарядные станции, через которые заряжать машину существенно быстрее и экономичнее. И некоторые девелоперы уже их устанавливают. Группа «Родина» монтирует станцию для зарядки электромобилей на въезде в комплекс Russian Design District и автомат для подключения станции на парковке.
Стандартные зарядки есть в паркингах проектов «Прайм Парк» от Optima Development и Dream Towers от Regions Development. В комплексах компании MR Group розетки для электромобилей предусмотрены в большинстве проектов. В проезде стоянки квартала «Селигер Сити» установили также зарядку общего пользования. В паркинге комплекса «Савеловский Сити» в рамках проекта «Энергия Москвы» разместили настенную зарядную станцию (на фото выше). Она доступна не только собственникам машино-мест, но и всем жителям города.
Размещение сервисов
Все больше застройщиков предоставляют возможность обслуживать машину, не выезжая за пределы паркинга. Во многих комплексах уже действуют системы мытья шин при въезде. Также чаще стали оборудовать автомойки на несколько боксов. Подобные есть в проектах Ilove от «Кортроса» и Filicity (на фото ниже) от MR Group. В трех других комплексах этого застройщика – Mod, Hide и «Селигер Сити» – работают станции для подкачки шин. На автостоянке квартала «Прайм Парк» установлена и автомойка, и шиномонтаж. Также здесь открыт детейлинг-центр, и можно воспользоваться услугами валет-парковщиков.
Прямой лифт на жилые этажи
Еще несколько лет назад с лифта подземного паркинга можно было попасть лишь в лобби. Приходилось пересаживаться, чтобы добраться на нужный этаж. Сегодня почти все застройщики проектируют здания так, чтобы прямо на лифте с парковочного пространства можно было доехать до своей квартиры. Кроме того, исправили и некоторые технические ошибки. Иногда из-за повышенной влажности происходило подтопление лифтовых приямков, что приводило к поломке и остановке механизмов. Теперь проводят тщательную гидроизоляцию, исключающую возможность возникновения таких ситуаций.
Системы контроля
Сегодня повышенное внимание уделяют безопасности и приватности. Все парковки обязательно оснащают системами пожаротушения. Все большее распространение получают и другие опции, в основном касающиеся доступа. На парковку квартала «Прайм Парк» могут попасть только жители, оформившие подписку Private Parking. Во всех проектах девелопера MR Group для проезда используют биометрию. Кроме того, гостя могут пропустить после звонка жителя. У ворот паркингов часто устанавливаются считыватели госномеров. В частности, они есть в проектах Hide, «Павелецкая Сити», City Bay, Symphony 34 и «Селигер Сити» от MR Group, Dream Towers, «Ривер Парк» от МССЗ и Headliner от «Кортроса». Также в Headliner используют системы охранного телевидения, сигнализации и управления эвакуацией.