Активизация поколений Y и Z, популярность удаленной работы, общение в мессенджерах, снижение площади домов и изменение планировок
На рынке загородной недвижимости отмечается трансформация как самих покупателей, так и их поведения. Эксперты портала «Элитное.ру» решили рассказать о пяти ключевых изменениях. Начнем мы с самой целевой аудитории, затем перейдем к ее предпочтениям в общении при покупке и завершим требованиями к самому дому. В статье использованы данные компании VSN Group.
Ипотека, покупка домов под ключ или аренда
Сегодня ядром целевой аудитории загородного жилья уже стали миллениалы, они же поколение Y. Это люди, родившиеся примерно с 1981 по 1996 год. Такие покупатели требовательны и избалованы, им нужна высококачественная недвижимость, но ждать они не любят. Эти предпочтения проявляются в росте популярности ипотеки и увеличении спроса на дома под ключ, готовые к проживанию.
Скоро миллениалов сменит поколение Z (1997-2012 годы рождения). Эта технологичная и рациональная молодежь может вообще перестать покупать жилье. Такие люди интересуются наукой, поддерживают экологическую повестку и здоровый образ жизни, а также очень независимы. Скорее всего, представители этого поколения будут массово предпочитать аренду коттеджа его приобретению, что позволит не привязываться надолго к месту либо даже стране проживания.
Дистанционная работа в тренде
Дополнительным драйвером спроса на участки и коттеджи стал рост доли специалистов, работающих удаленно, и расширение круга профессий, которые позволяют трудиться дистанционно. Более 50% покупателей малоэтажных форматов жилья представляют собой типичных горожан. Увеличивается доля бездетных семейных пар и холостяков, более высоким становится интерес инвесторов к «загородке». Изменения самого рынка повышают привлекательность загородного жилья для данной аудитории. С одной стороны, наблюдается взрывной рост числа инфраструктурных объектов в загородных локациях, с другой – активно развивается внутренняя инфраструктура в коттеджных поселках.
Мессенджеры и чаты вместо звонков
В 2017 году более 40% обращений по поводу покупки загородного жилья приходилось на телефонные звонки. В 2023 году доля упала до 26%, а остальные 74% покупателей, если есть выбор, предпочтут общение в мессенджерах и чатах.
Также все более востребованы онлайн-показы недвижимости и электронная регистрация сделок. Онлайн-показы появились во время ограничений пандемии 2020 года, но и сейчас от этого формата мало кто решил отказаться, ведь покупатели оценили его удобство. В недавнем прошлом и на электронную регистрацию сделок приходилось 0%, а в настоящее время их доля достигла 90-95% в некоторых компаниях. Так, 90% ипотечных сделок в Московском регионе регистрируются сейчас именно подобным образом.
Чем ниже площадь и цена – тем лучше
На фоне высокой экономической турбулентности покупательское поведение и предпочтения трансформируются особенно заметно. Загородный сегмент переживает настоящую революцию спроса. С 2000-х годов средняя площадь домов упала более чем вдвое и продолжает снижаться. Теперь метраж равен порядка 120-130 кв. метров, при этом повышается популярность совсем небольших домов, в которых площадь менее 100 «квадратов». Выше всего спрос на самые доступные по цене варианты в каждом подсегменте экспозиции. Кроме того, отмечено окончательное «отвязывание» спроса от колебаний курса рубля. Также покупателей перераспределяются из одной строительной технологии в другую в зависимости от изменений стоимости тех или иных стройматериалов.
Функциональные планировки
При сокращении востребованной площади коттеджа покупатели не готовы отказываться от функциональности жилья. Застройщики и проектировщики вынуждены предлагать все более оптимизированные, рациональные и продуманные планировочные решения. Каждый кв. метр пространства призван быть полезным жителям.
Остались в прошлом потери площади на коридорах и неоправданно сложных конфигурациях комнат. Растет интерес к мастер-спальням, повышается число санузлов и гардеробных. В дальнейшем может увеличится спрос на теплые гаражи с отдельным входом в домовладение, кладовые помещения рядом с кухонной зоной и дома с двумя гостиными. Активно растет востребованность одноэтажных коттеджей. Уже сейчас их выбирает почти половина покупателей, даже несмотря на относительную дороговизну подобного варианта.