Как и зачем российские дизайнеры ищут собственную идентичность
26 февраля 2025

Член союза архитекторов рассказала порталу «Элитное.ру» о поисках национального дизайн-кода в нашей стране

Текст: руководитель студии «АТ_Архитектура, дизайн» Анастасия Топоева, специально для портала «Элитное.ру»
Как и зачем российские дизайнеры ищут собственную идентичность

– Российскому дизайну еще очень мало лет. В советское время для развития этой сферы не находилось никакого стимула, и, по сути, в нашей стране дизайн начал зарождаться лишь в конце 90-х годов, когда новая элита, «наигравшись в дворцовый стиль», стала искать профессионалов. Однако это время можно лишь весьма условно считать рождением дизайна в России, так как первые двадцать лет наши дизайнеры часто ориентировались на запад. В начале это было копирование на грани пиратства, позже – полное подражание Европе.

Как и зачем российские дизайнеры ищут собственную идентичность
Как и зачем российские дизайнеры ищут собственную идентичность

И только около пяти лет назад в отечественном дизайне стал проявляться тренд национального стиля, точнее стилей, все-таки в России проживает почти 200 разных народов. Недавно даже появилась выставка «Трын-трава», объединяющая дизайнеров и художников, которые в творчестве используют национальные мотивы. Речь идет не о том, чтобы расписать стены под хохлому, а о том, как, используя современные материалы и стили, вкраплять в работу мотивы и элементы, допустим, тех же самых хохломских узоров. Например, одна из основательниц выставки, дизайнер Элина Туктамишева, выпустила коллекцию светильников с узорами по мотивам росписей Покровского собора. Коллекция называется «Лемех» (на фото выше). Этим словом называют дощечки, как правило, осиновые, которыми, как черепицей, покрывают купола церквей. Можно вспомнить Елену Дееву-Гордон из Воронежа, которая делает панно из нержавейки по мотивам русских национальных узоров.

Как и зачем российские дизайнеры ищут собственную идентичность
Как и зачем российские дизайнеры ищут собственную идентичность
Как и зачем российские дизайнеры ищут собственную идентичность
Как и зачем российские дизайнеры ищут собственную идентичность

Если говорить об архитектуре, то ярким примером использования русского стиля в современной интерпретации можно назвать Центр гостеприимства в Липецкой области, в парке «Кудыкина гора» (на фото выше) или банный комплекс в Zavidovo Spa Village Тверской области (на фото ниже).

Как и зачем российские дизайнеры ищут собственную идентичность
Как и зачем российские дизайнеры ищут собственную идентичность

Впрочем, речь идет не только о русском стиле, все-таки у нас многонациональная страна. Мой отец родом из Хакасии, и, создавая интерьер в доме (на фото ниже) для программы «Дачный ответ», я взяла за основу форму сфероидной крыши традиционной хакаской юрты.

Стоит заметить, что наш дизайн стал выходить из детского возраста. Мы перестали преклоняться перед западом, и, более того, сегодня многие наши специалисты создают дизайнерские линейки для европейских брендов.

Например, Елена Архипова уже много лет работает с итальянским брендом Alivar. Дмитрий Логинов сотрудничает с многими западными компаниями, в том числе итальянскими: Axo Light и Studio Italia Design, которые выпускают оригинальные светильники. Ольга Подольская разработала серию плитки для итальянской компании Seniо. А среди клиентов Елены и Александра Мукомеловых есть немецкие бренды Moree и Schock, а также французская компания Roche Bobois.

Как и зачем российские дизайнеры ищут собственную идентичность
Как и зачем российские дизайнеры ищут собственную идентичность
Как и зачем российские дизайнеры ищут собственную идентичность
Как и зачем российские дизайнеры ищут собственную идентичность

Возвращаясь к России, стоит упомянуть и отношение клиентов к национальным стилям. Если 10-15 лет назад дизайнер с предложением обогатить интерьер нотами того или иного национального стиля в 99% случаев наталкивался на отторжение заказчиков, то сегодня те готовы рассматривать национальные коды как в собственном жилье, так и в промышленном дизайне. Например, сейчас выпускаются лифты с русскими узорами. А «Матрекс», главное общественное здание центра «Сколково», создано в форме гигантской матрешки. Кстати, название комплекса – это синтез слов «матрешка» и «рекс» (от латинского – «королевский»). А раньше считалось, что матрешка – игрушка для Арбата на потеху иностранцам.

Несомненно, в основном в дизайне нашей страны преобладает интернациональная стилистика, но, наверное, не стоит делать любой народный код – русский, хакасский, чувашский или другой – мейнстримом. Тем не менее у национального кода также должна быть своя особая ниша.