Парковочные места в жилых комплексах столицы за последний год подорожали почти на 40%, но ожидать дальнейшего роста не стоит
С весны прошлого года парковочные места в жилых комплексах столицы увеличились в цене почти на 40%, вдвое обогнав рост на квартиры за аналогичный период, уверяют аналитики bnMAP.pro. И сегодня средняя цена машино-места в новостройках Москвы составляет 3,2 млн рублей.
В центральных районах столицы парковочные места в среднем стоят 9-10 млн рублей, хотя еще 2-3 года назад они продавались в районе 6-7 млн. Для примера, место площадью 14 кв. м в комплексе Roza Rossa, расположенном на Зубовской улице в районе Хамовники, продается за 10 млн рублей. А в элитном доме по адресу: Малая Пироговская, 12 парковка аналогичной площади реализуется уже за 20 млн рублей.
Если мерить цену самой дорогой парковки в самых доступных лотах Москвы, то таких лотов можно приобрести минимум шесть, да еще деньги на ремонт останутся
Самое дорогое парковочное место находится в элитном доме на Пречистенке, в районе «Золотой мили», и продается за 33,2 млн рублей. За эти деньги можно приобрести трехкомнатную квартиру площадью 77 кв. м в сталинском доме на Кутузовском проспекте. Или лот площадью 70 кв. м с дизайнерским ремонтом в новом ЖК бизнес-класса «Крылья», расположенном у метро «Аминьевская», в районе Мичуринского проспекта.
Если мерить цену самой дорогой парковки в самых доступных лотах Москвы, то таких лотов можно приобрести минимум шесть, да еще деньги на ремонт останутся. Например, в проекте «Движение. Говорово», который группа ФСК возводит на юго-западе Москвы, в районе Солнцево, студия площадью 27 кв. м продается за 4,86 млн рублей.
«Парковочные места традиционно рассматриваются как привлекательный инвестиционный инструмент на рынке элитной недвижимости Москвы, – говорит региональный директор департамента городской недвижимости агентства NF Group Андрей Соловьев. – При этом если срок окупаемости элитных квартир в жилых комплексах варьируется от 10 до 30 лет, то парковочное место при сдаче в аренду может окупиться всего за 8-9 лет».
«Существует даже категория инвесторов, которые специализируются исключительно на приобретении парковочных мест с целью их последующей сдачи в аренду или перепродажи», – замечает эксперт.
Теперь парковочные места стали не просто долей в общем имуществе с непонятными правами, а конкретным активом, который можно не только купить или продать, но и передать по наследству или, например, заложить
Важным толчком для роста интереса инвесторов к парковочным местам стало признание Конституционным судом РФ машино-мест отдельным и самостоятельным типом недвижимости. Постановление КС РФ, которое появилось в начале 2023 года, обеспечило четкое регулирование прав для владельцев парковок. И теперь парковочные места стали не просто долей в общем имуществе с непонятными правами, а конкретным активом, который можно не только купить или продать, но и передать по наследству или, например, заложить.
Правда, чтобы уменьшить долю спекулятивных покупок, застройщики часто выводят машино-места на завершающей стадии строительства.
Отдельно следует отметить, что в ряде случаев активный спрос на машино-места обусловлен ограниченным предложением в готовых объектах. Ярким примером острого дефицита парковочных мест стал ЖК Wellton Park, построенный девелоперской группой «Крост» на проспекте Маршала Жукова в 2021 году. Люди, живущие в этом комплексе, не могут припарковаться в радиусе километра от своих домов.
Но вернемся к бурному росту цен на парковки в жилых комплексах Москвы. «Цены на машино-места, как правило, растут пропорционально ценам на жилую недвижимость, – поясняет Андрей Соловьев. При этом цены на элитные квартиры, в отличие от жилья более низких классов, с лета прошлого года выросли на 34%.
Вот только ожидать дальнейшего роста, скорее всего, не стоит. По данным все той системы мониторинга новостроек, спрос на парковки в этом году упал на 27%. А после таких разнонаправленных трендов, вероятно, и в сегменте парковок можно ожидать стагнации.
