В селе Никола-Ленивец прошел 20-й фестиваль «Архстояние»
06 августа 2025

Как появление фестиваля ландшафтных арт-объектов изменило жизнь москвичей и жителей других мегаполисов

Текст: главный редактор портала «Элитное.ру» Денис Тыкулов Фото: Рустам Шагиморданов, Екатерина Калинина
В селе Никола-Ленивец прошел 20-й фестиваль «Архстояние»

В конце июля текущего года прошел юбилейный, 20-й фестиваль «Архстояние». За прошедшее время событие сильно изменилось. Изначально мероприятие у малоизвестной деревни Никола-Ленивец задумывалось как фестиваль ленд-арта, но давно вышло за границы этого направления. И сегодня «Архстояние» – это музыка, перформансы, лекции и многие другие грани современного искусства.

Тема «Архстояния – 2025» обозначена как «Мое главное». В рамках мероприятия на опушке леса сконструировали 13 новых арт-объектов, объединенных темой поиска человеком собственного я. Все инсталляции сделали белого цвета, а новое тематическое арт-пространство назвали «Белый город».

В селе Никола-Ленивец прошел 20-й фестиваль «Архстояние»
В селе Никола-Ленивец прошел 20-й фестиваль «Архстояние»
В селе Никола-Ленивец прошел 20-й фестиваль «Архстояние»

Этот город имеет собственную инфраструктуру. Главной точкой входа в арт-пространство стала инсталляция «Воздушный порт» художника Аристарха Чернышева. Транспортный хаб «Белого города» представляет собой табло с расписанием авиарейсов (на фото выше), расположенное на лесной поляне между деревьями и кустами. Подойти к табло можно через лабиринт ленточных ограждений, на входе в который «работница аэропорта» в форменной одежде предлагает подумать о самом главном пути в своей жизни.

Также инфраструктура «Белого города» включает в себя «Лечебницу» (на фото выше), «Школу», «Музей» и ряд других инфраструктурных объектов, необходимых для жизни крупного населенного пункта, включая и «город внутри себя».

В селе Никола-Ленивец прошел 20-й фестиваль «Архстояние»
В селе Никола-Ленивец прошел 20-й фестиваль «Архстояние»

Художница Дарья Ивашкина предложила желающим путешествие в лифте (на фото выше). На окраине леса установили настоящую лифтовую кабину на девять человек с двумя кнопками: вверх и вниз. После закрытия дверей начинался аудиоспектакль продолжительностью три минуты, в каждом из направлений – свой. Рассуждения о смысле жизни периодически прерывались скрежетом механизмов, мерцающим светом или полным погружением в темноту… Инсталляция предлагала «пассажирам» переосмыслить свой жизненный путь, а, возможно, и поменять свое желание двигаться туда, куда они всегда стремились.

Самой масштабной инсталляцией фестиваля «Архстояние» 2025 года стал 3D-мираж Polygon (на фото ниже) дизайнера Александра Штанюка. На участке поля площадью около 500 кв. м создали футуристический ландшафт с горами и долинами.

В селе Никола-Ленивец прошел 20-й фестиваль «Архстояние»
В селе Никола-Ленивец прошел 20-й фестиваль «Архстояние»
В селе Никола-Ленивец прошел 20-й фестиваль «Архстояние»
В селе Никола-Ленивец прошел 20-й фестиваль «Архстояние»

Однако во время просмотра старых арт-объектов и новых инсталляций у меня возник вопрос, есть ли у этих творческих идей практическое применение. Можно провести параллель с наукой. Например, история радио начинается с того, что физик Джеймс Максвелл в середине 1860-х годов теоретически предсказал теорию электромагнетизма. Примерно через четверть века физик Генрих Герц подтвердил эту теорию экспериментально. И уже в 1895 году русский инженер Александр Попов сделал первый работающий радиоприемник. То есть от появления теории электромагнетизма до изобретения радиоприемника прошло около 35 лет.

Фестиваль «Архстояние» существует два десятка лет. Это большой срок. Нашли ли идеи, зародившиеся на фестивале, практическое применение в архитектуре и дизайне или остались «конем в вакууме»? Этот вопрос я задал профессиональным дизайнерам и архитекторам, присутствующим на фестивале в качестве гостей или представляющим свои объекты.

В селе Никола-Ленивец прошел 20-й фестиваль «Архстояние»

Основатель бюро Archpoint, автор одного из объектов арт-пространства «Белый город» Валерий Лизунов стал говорить о зрительских эмоциях, которые должны вызывать его идеи. Остальные просто замечали, что вопрос интересный. Серьезный ответ удалось получить лишь у руководителя студии «АТ_Архитектура, дизайн» Анастасии Топоевой.

По ее словам, всего 20-25 лет назад под термином «городское благоустройство» подразумевались дорожки из асфальта или плитки, скамейки и урны, а понятие «арт» было представлено на детских площадках и в парках в виде скучных объектов, не имеющих никакой художественной ценности. «Сегодня в Москве и других крупных городах много интересных арт-объектов, которые плотно связаны с городской комфортной средой, в том числе и благодаря таким уникальным явлениям как “Архстояние”», – подытожила Анастасия Топоева.