Ремонтные работы застройщики жилья переложили на плечи покупателей
Когда застройщики говорят о желании покупателей приобретать жилье без ремонта с целью проявить индивидуальность, они изрядно лукавят. Реализация творческого потенциала – вещь, без сомнения, приятная, однако на другой чаше весов оказываются шум, пыль, грязь, а еще время и нервы, потраченные на самостоятельный ремонт. Покупатели жилья давно голосуют рублем за чистовую отделку.
«Отделка по-прежнему остается актуальным этапом в сегменте элитной недвижимости, однако в структуре предложения доля таких лотов сокращается, – говорит региональный директор департамента городской недвижимости NF Group Андрей Соловьев. – В первую очередь это происходит за счет вывода новых масштабных проектов, где основной объем квартир и апартаментов представлен либо без отделки, либо с отделкой white box». По данным компании, по итогам I полугодия 2025 года на рынке элитных новостроек Москвы экспонировалось 640 лотов с финишной отделкой, что составляет всего 20% от общего объема предложения.
За последние четыре года в Москве количество квартир с готовой отделкой в комфорт-классе сократилось в 3,5 раз, а в сегменте бизнес-класса – почти в 3,7 раз
Не лучше обстоят дела и в более демократичных сегментах. Директор департамента аналитики и продукта ГК ФСК Ксения Цаплина заметила, что за последние четыре года в Москве количество квартир с готовой отделкой в комфорт-классе сократилось в 3,5 раз, а в сегменте бизнес-класса – почти в 3,7 раз. Сегодня, по словам эксперта, около 60% квартир комфорт-класса столицы предлагается без отделки, а в бизнес-классе – 72%.
«В нашей компании доля квартир без отделки также растет, – продолжает Ксения Цаплина. – Если раньше в комфорт-классе предлагались исключительно квартиры с чистовой отделкой или в крайнем случае с white box, то сейчас их не более 30%. А в бизнес-классе жильё с чистовой отделкой занимает порядка 10-20%».
Если ориентироваться на данные агентства «Метриум», то доля чистовой отделки в новостройках бизнес-класса на первичном рынке Москвы сегодня составляет 7%, в премиальных комплексах – 11,5%, в элитных проектах – 15,9%. Летом 2025 года аналитики компании публиковали данные, согласно которым общее число лотов с отделкой на рынке первичного жилья Москвы составляет 8,7 тыс., что вдвое меньше, чем года назад.
«Застройщики реже предлагают отделку в связи с существенным удорожанием как отделочных материалов, так и работ, – рассуждает коммерческий директор ГК «Основа» Игорь Сибренков. – На рынке наблюдается острый дефицит кадров, высококлассные отделочники сегодня буквально “на вес золота”». Также девелопер обращает внимание, что есть сложности с «прогнозированием» финальной стоимости отделочных работ и наличия конкретных отделочных материалов и оборудования, которые прописываются в ДДУ. «С момента старта продажи квартиры и до момента ввода и отделки проходит несколько лет, за которые картина рынка полностью меняется», – объясняет он. В частности, по итогам 2024 года затраты на стройматериалы в России, по данным информационно-консалтингового агентства Infoline, выросли на 12,8%, а в Москве рост составил 14,8%.
Стоимость отделки под ключ в высокобюджетном сегменте легко может достигать отметки 350 тыс. рублей за кв. м
«Рост стоимости рабочей силы при одновременном сокращении количества квалифицированных специалистов затрудняет выполнение отделочных работ, – добавляет Ксения Цаплина. – В то же время из-за высоких кредитных ставок девелоперы стремятся снизить общую стоимость жилья».
Розничная цена ремонта в проектах бизнес-класса, по данным директора управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» Анны Раджабовой, составляет порядка 90-110 тыс. рублей за кв. м, в премиальных новостройках – 145-170 тыс., в элитных – от 200 тыс. А по словам директора по девелопменту компании Rariteco Екатерины Борисовой, стоимость отделки под ключ в высокобюджетном сегменте легко может достигать отметки 350 тыс. рублей за кв. м.
Однако отделка от застройщика, добавляет Анна Раджабова, существенно доступнее: на 15-20%. «Застройщики не зарабатывают на отделке, лишь добавляют к цене объекта понесенные затраты, – говорит Андрей Соловьев. – В этом случае выгода девелопера заключается в увеличении спроса на его продукт и расширении целевой аудитории».
Но, стремясь упростить процесс и удешевить жилье на первичном рынке, застройщики делают ставку на наиболее простой и понятный для себя формат, перекладывая проблемы с ремонтом на плечи покупателей.
