Электрокар у ворот: ЭЗС как новый стандарт для московских новостроек
22 октября 2025

В новых клубных домах под установку электрозарядного оборудования закладывают до 100% парковочных мест

Текст: главный редактор портала «Элитное.ру» Денис Тыкулов
Электрокар у ворот: ЭЗС как новый стандарт для московских новостроек

Сегодня в России насчитывается около 149 тыс. электромобилей и подключаемых гибридов: менее 0,3% от всего парка легковых автомобилей, согласно данным «Автостата». При этом порядка 60% таких машин зарегистрировано в Москве, что неудивительно: столица остается безусловным лидером по развитию инфраструктуры для «зеленого» транспорта.

В Москве работает более 2,5 тыс. публичных зарядных станций, расположенных у торговых центров, офисов и на городских парковках. Для сравнения, в Санкт-Петербурге их около 400, а в других крупных городах – Казани, Екатеринбурге, Сочи – количество общественных точек измеряется десятками (от 20 до 80).

Минстрой РФ рекомендует застройщикам выделять не менее 5% машино-мест под электромобили и гибриды

Однако эксперты единодушны: публичной инфраструктуры недостаточно для комфортного владения электрокаром. Без возможности заряжать автомобиль дома – в подземном паркинге или у гаража – приходится тратить время на поиск свободной станции и нести дополнительные расходы. Уличная подзарядка лишь дополняет, но не заменяет домашнюю. Как обстоят дела с зарядной инфраструктурой в московских новостройках?

Минстрой РФ рекомендует застройщикам выделять не менее 5% машино-мест под электромобили и гибриды. Однако, как отмечает партнер NF Group Андрей Соловьев, в Москве и ряде регионов уже обсуждается повышение этой нормы до 15% в ближайшие годы.

«Показатель в 5% – это минимум, который уже не соответствует реальному спросу, – говорит управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов. – На паркинге на 500 мест это всего 25 зарядок, чего явно недостаточно. Поэтому девелоперы, особенно в сегментах бизнес-класса и выше, все чаще закладывают значительно больше точек, чем требует стандарт».

Электрокар у ворот: ЭЗС как новый стандарт для московских новостроек

На практике это выглядит так: в квартале де-люкс «Золотой квартал» (Quartier d’Or) около 10% мест на паркинге (на фото выше) оснащено станциями быстрой зарядки, еще 30% – стандартными устройствами, рассказывает директор по девелопменту Rariteco Екатерина Борисова. В клубном доме Oro от компании Stenoy все 100% машин-мест подготовлены под установку зарядок, а в строящемся Artel (на фото ниже) – минимум 50%, уточняет управляющий партнер Stenoy Илья Фролов.

Но даже при наличии денег подключить зарядку можно не всегда

Не все девелоперы идут по пути массового оснащения. «Мы не оборудуем места заранее, потому что покупатели выбирают парковку индивидуально: с учетом расположения квартиры и личных предпочтений», – поясняет коммерческий директор ГК «Основа» Игорь Сибренков. По его словам, компания подключает зарядки по запросу, а стоимость под ключ составляет от 800 тыс. до 1 млн рублей, включая согласование конкретного устройства с собственником.

Однако другие эксперты называют более скромные цифры. «Базовая станция может стоить от 20-30 тыс. рублей, – отмечает Андрей Соловьев. – Но в элитных жилых комплексах, где требуется мощное оборудование и интеграция с инженерными системами, итоговая сумма легко достигает сотен тысяч». Екатерина Борисова уточняет, что при наличии свободных мощностей стандартную зарядку можно установить за 300 тыс. рублей. Илья Фролов оценивает комплекс работ – от проектирования до монтажа – в 150-300 тыс. рублей.

Электрокар у ворот: ЭЗС как новый стандарт для московских новостроек

Но даже при наличии денег подключить зарядку можно не всегда. Как напоминает директор департамента аналитики и продукта ГК ФСК Ксения Цаплина, машино-место должно соответствовать ряду требований: размер – не менее 6×3 м, наличие электрощитка для подключения розетки или уже установленной точки. Кроме того, на подземном паркинге должен быть выделен отдельный противопожарный отсек со шторой и системой пожаротушения. Обязательна также система динамического распределения нагрузки, чтобы избежать перегрузок при одновременной зарядке нескольких автомобилей. Если эти условия не выполнены, управляющая компания вправе отказать в подключении.