Многие застройщики позиционируют свои загородные проекты как экопоселки. Какие критерии дают девелоперам право использовать экологическую приставку?
Большинство экологических поселков в нашей стране – около 80% – это лишь коттеджные проекты, расположенные у леса или «большой воды». К такому выводу пришли специалисты компании «Метриум Групп», проанализировав экологический срез рынка загородного жилья.
Конечно, удачное местоположение – это еще не все. Застройщики 15% экопоселков подходят к вопросу более щепетильно. Они не только нашли удачное местоположение для экологического поселка, но и применяют при строительстве домов «зеленые технологии». Оставшиеся пять процентов называют свою продукцию экологической за счет особого подхода к архитектуре проектов.
Мода на зеленные технологии пришла в России из Евпропы и США. Западные девелоперы при строительстве экологических поселений очень внимательно подходят к изучению участка под строительство: порой несколько лет уходит лишь на исследование воздуха, почвы и воды в окрестностях будущего поселка. Особое внимание уделяют радиационному фону. Если все пробы положительные, то строители приступают к реализации проекта.
«Отечественные девелоперы практически не тратят деньги на исследование экологической ситуации местности, – замечает гендиректор «Метриум Групп» Мария Литинецкая,- Российским застройщикам достаточно, чтобы рядом протекала река или располагался лес, а в поле видимости отсутствовали производственные предприятия и большие склады, и загородный проект можно позиционировать экопоселком». По словам госпожи Литинецкой, к таким экопроектам можно отнести коттеджные поселки «Полуостров» на Пятницком шоссе, «Истрица» на Новорижском, а также «Лагуна» на Горьковском направлении.
Девелоперы таких поселков чтобы убедить потребителя, что их продукция «экологическая», часто ссылаются на экспертизу Росприроднадзора. Этим они вводят потребителей в заблуждение, ведь экологическая экспертиза, которую проводит ведомство, выявляет не экологическую ситуацию в окрестностях проекта, а напротив, как влияет новый проект на окружающую его среду. По сути, девеоперы, апеллируя к экспертизе Росприроднадзора, обманывают покупателей.
Кроме того, замечает Мария Литинецкая, многие застройщики забывают про зеленные технологии. Экологическое жилье должно оказывать на окружающую среду минимальное воздействие, а при его строительстве должны использоваться природные материалы.
Зеленные технологии российских застройщиков, вошедшие в те самые 15%, как правило, не более чем деревянное домостроение. Примеры – коттеджные поселки Westwood на Калужском шоссе и «Вудвиль» на Ленинградке.
Кроме того, стандарты экопоселений подразумевают, что в поселках продаются или участки с подрядом, или готовые коттеджи. Однако в нашей стране на первую категорию приходится лишь 23% от всех поселков с приставкой «эко», а на готовые дома – 31%, тогда как в 46% экопроектах реализуются участки без подряда.
Почему участок без подряда не совместим со словочетанием «экологический поселок»? Есть три причины: первая, объясняет Мария Литинецкая, в том, что о едином архитектурном стиле придется забыть. Вторая проблема заключается в том, что людям, купившим дом в самом начале реализации проекта, много лет придется жить на стройке. А последняя и основная причина – многие покупатели земли будут строить дома из дешевых материалов, не имеющих с понятием «экологичность» ничего общего.
И в завершении о классах и ценах. Больше половины российских экопоселков (54%) относятся к классу «эконом», 38% – к бизнес-классу, а 8% – к категории de luxe. Цены на готовые дома начинаются от 1,5 млн. рублей, а верхняя планка – 85 млн.