Объем предложения вырос почти в четыре раза, «входной билет» подешевел вдвое и появилось много малогабариток
Аналитики компании «Метриум» выделили самые заметные тренды на столичном первичном рынке жилья бизнес-класса. Во-первых, значительно увеличился объем предложения – в 3,8 раз. В январе-марте 2014 года в продаже находилось 4,4 тыс. квартир, а в первые три месяца 2018-го – уже 17 тыс. При этом количество жилых комплексов за этот период выросло только вдвое – с 48 до 96. Это связано с появлением крупных новостроек, большинство из которых строят на месте бывших промзон. Четыре года назад в сегменте было представлено лишь шесть проектов, в которых было больше тысячи квартир, а сегодня их количество достигло уже 20.
«Однако в условиях, когда предложение значительно опережает спрос, многие девелоперы неизбежно сталкиваются с проблемой низкой ликвидности, – отмечает управляющий партнер «Метриум» и участник партнерской сети CBRE Мария Литинецкая. – Продажи в 23 из 96 жилых комплексов, представленных на рынке, стартовали в период до 2014 года. Однако до сих пор в них не реализован весь объем предложения. Почти половина сделок с недвижимостью в новостройках бизнес-класса в настоящее время совершается в десяти самых успешных проектах».
На фоне высокой конкуренции возник и следующий тренд – снижение стоимости «входного билета». В начале 2014 года самая доступная квартира бизнес-класса стоила 7,11 млн рублей, а в начале 2018 года – 3,8 млн рублей, что в 1,9 раз меньше. При этом такие предложения уже перестали быть единичными. Например, жилье стоимостью до 7 млн рублей предлагают приобрести в 26 или 27,1% новостроек.
«Входной билет» подешевел во многом из-за следующего тренда: сокращения площадей. Четыре года назад студий в проектах этого класса не было, а самыми компактными лотами были «однушки» площадью 31,9 кв. метров. Недвижимость метражом меньше 40 кв. метров продавали только в пяти из 48 или 10,4% жилых комплексов. В этом году самая маленькая квартира в сегменте имеет площадь 21,5 кв. метров. В 11 из 96 или 11,5% проектов можно купить жилье площадью до 30 кв. метров, в основном – студии. Однокомнатные квартиры площадью 30-40 кв. метров представлены еще в 31 или 32,3% новостройках.
Четвертым трендом и еще одним способом повышения спроса стал рост доли комплексов, в которых реализуется жилье с полной либо частичной отделкой. Четыре года назад только в двух или 4,2% проектов предлагали жилье с чистовой отделкой, а сейчас финишный ремонт от девелопера есть в семи или 7,3% жилых комплексов. Кроме того, еще в семи новостройках бизнес-класса недвижимость продается в состоянии white box (предчистовая отделка).
Пятый тренд – повышение доли ипотечных сделок, которая за четыре года поднялась более чем в 2,5 раза – с 16% до 42%. Средняя ставка по жилищным кредитам, оформленным в январе-марте 2014 года, была 12,4% годовых. К началу апреля 2018 года этот показатель достиг исторического минимума – 9,54% годовых, что повысило востребованность ипотеки и стало драйвером для первичного рынка жилья.