Не более 10% покупателей земельных наделов строят дом в течение года. Чем дальше участок находится от Москвы, тем меньше шансов на его застройку
Только 10% покупателей участков без подряда на первичном загородном рынке Московской области строят дом в течение года, как подсчитали в «Инком-Недвижимости». А 40% земельных наделов так никогда и не застроят. «Люди, приобретающие участки, не всегда осознают, что и ради чего они это делают, – заявил руководитель аналитического центра «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов. – Они могут купить гектар земли, представляя, как однажды построят на нем поместье, а в итоге появляются там несколько раз и мучаются, пытаясь потом его продать».
Сегодня на участки без подряда приходится три четверти сделок против 70% годом ранее и 58% пять лет назад. Связано это не столько с ростом популярности формата, сколько с увеличением его доли в предложении до 72%. С 2018 года доля не опускалась ниже 70%, а в 2015-2017 годах ограничивалась 63-67%. Количество выходящих на рынок проектов с застройкой снижается: в 2019-м уже 84% новых поселков состояли только из участков.
86% покупателей выбирают землю дешевле 2 млн рублей, в том числе 42% – стоимостью до 0,5 млн рублей и 44% – от 0,5 до 2 млн рублей. Только 14% платят более 2 млн рублей. Для сравнения: средняя цена участка составляет 2,8 млн рублей.
«Направление клиенты чаще всего выбирают, исходя из своего места проживания в Москве», – комментирует Дмитрий Таганов. Особенно востребованы варианты в красивых природных локациях, с наличием в пешей доступности лесов, водоемов и нужной инфраструктуры. Желательно расстояние до 50 км от МКАД, хорошая транспортная доступность, а также хотя бы минимальный набор коммуникаций.
Только 20% проектов с участками без подряда можно назвать качественными – с центральными коммуникациями и урегулированными юридическими вопросам. Например, корректно определенной категорией земель, проведенным межевание наделов. Важно и состояние самого поселка, степень его благоустройства, наличие инфраструктуры, решенные вопросы с ограждением объекта, охраной и безопасностью жителей. В реальности покупатель обычно получает обещания о проведении электричества, обустройстве дорог и организации охраны в поселке, которые так и остаются словами.