Аэротакси. Сколько стоит слетать в Тулу на вертолёте
17 ноября 2014

Сегодня в Московской области более ста вертолётных площадок, которые могут стать хорошей базой для развития воздушного такси.

Текст: Оксана Самборская
Аэротакси. Сколько стоит слетать в Тулу на вертолёте

Возможность летать на сравнительно небольшие расстояния – тема больная и обсуждаемая. По площади Московская область больше Швейцарии, и в Европе на таких территориях обычно предусмотрены внутренние авиарейсы. У нас же даже в соседние области пока ездят в основном на машинах, а уж перспектива обслуживания региона крупными авиаперевозчиками даже не обсуждается. Правда, летом власти Подмосковья озвучивали возможность строительства 500 вертолётных площадок в муниципальных образованиях с высокой плотностью населения. Как рассказывает управляющий партнёр компании «Химки Групп» Дмитрий Котровский, эта инициатива возникла после трагедии в московском метро, когда стало очевидно, что пропускная способность транспортных артерий не позволяет организовать экстренную доставку пострадавших в больницы.

Где приземлиться.

Сегодня развитию вертолётного сообщения уделяется особое внимание, что понятно. Вертолёт и взлетает буквально с газона, и садится точно: хочешь – на крышу, хочешь – у подъезда. Много говорится и об относительно демократичных ценах вертолётного такси и о частных вертолётных площадках, например в коттеджных посёлках, на близких курортах, в отдаленных бизнес-центрах и так далее. Кстати, таких вертолётных площадок не так уж и много, всего несколько десятков. Они преимущественно расположены в элитных коттеджных посёлках и создавались скорее для поддержания их высокого статуса.

- Данные комплексы сконцентрированы на двух направлениях – западном (Новорижское и Волоколамское шоссе) и северо-западном (Дмитровское и Ленинградское шоссе), – рассказывает директор департамента элитной жилой недвижимости компании Knight Frank Андрей Соловьёв. – _Как правило, эти проекты с развитой развлекательной инфраструктурой – гольф-полями (Agalarov Estate, «Целеево», «Завидово»), яхтенными маринами («Пестово», «Пирогово», «Зелёный мыс», «Завидово»), загородными клубами и отелями («Величъ Country Club», Moscow Country Club) служат центром притяжения целевой аудиторией для вертолётного такси.

Сейчас в регионе, по данным Министерства транспорта Московской области, более ста вертолётных площадок, основная часть которых используется специальными службами. В перспективе они могут быть задействованы в проекте развития сети вертолётного такси. Кроме того, правительство Московской области совместно с частными инвесторами реализует проект строительства вблизи МКАД десяти вертолётных центров, из них уже функционируют площадки в городе Реутов и в бизнес-парке «Гринвуд».

Всего на территории области расположено несколько крупных центров, которые образуют действующий каркас вертолётной сети. В прошлом году вертолётная инфраструктура вышла на новый уровень: так, в мае на крыше одного из павильонов «Крокус Экспо» открылся вертодром, весной – площадка в «Шереметьеве», а в декабре состоялось открытие крупнейшего в Европе центра «Хелипорт «Москва». После окончательного завершения строительных работ он сможет обслуживать 200–250 единиц малой авиации, предоставляя полный спектр услуг: перевозка, аренда, продажа и обучение.

Организовать площадку для вертолёта стоит совсем недорого. При этом наличие площадки повышает и ценность коттеджного посёлка.

Кстати, самостоятельно организовать площадку для вертолёта стоит совсем недорого. Фактически нужен всего лишь земельный участок размером 20 х 20 метров. Покрытие может быть любым – бетонным, асфальтовым, деревянным и даже травяным, на него наносится опредёленная маркировка. В посёлке под площадку можно отвести место, которое технически нельзя использовать под жильё, например в районе очистных сооружений. Это также может послужить хорошим маркетинговым ходом и обеспечить спокойствие жителей в случае чрезвычайной ситуации. Они могут быть уверены, что вертолёт к ним прилетит и сядет, будь то пожарная или медицинская воздушная техника. При этом наличие площадки повышает и ценность коттеджного посёлка.

- Если в экономклассе важно наличие станции электрички, то начиная с категории «бизнес+» ситуация меняется, – говорит руководитель департамента загородной недвижимости компании «Ника-Эстейт» Анна Ибатуллина. – _Особую важность приобретают платная дорога, вертолётная площадка или вертолётный центр. Близость последнего, безусловно, повышает и узнаваемость близлежащих посёлков. Например, в посёлках «Береста-1» и «Береста-2» стоимость предложения выросла на 5–10% после открытия рядом вертолётной площадки.

Особенности движения.

Развитие вертолётного транспорта и необходимой для него инфраструктуры стало более динамичным с 1 ноября 2010 года, когда был введён уведомительный характер полётов (как за рубежом) вместо разрешительного. «Всего за час до вылета можно подать по телефону, факсу или через интернет уведомление о полёте», – говорит Дмитрий Котровский. Но все карты вертолётчикам тут же спутал другой запрет: над Москвой летать могут только экстренные службы и высшее руководство страны.

«А вот над Московской областью полёты разрешены, кроме запретных «номенклатурных» зон, таких как Рублёвка, Завидово и другие», – продолжает рассказ Дмитрий Котровский. Но именно в запрете полётов над Москвой и кроется причина медленного развития такого, казалось бы, удобного и безопасного по сравнению даже с автомобилями вида транспорта. Всё логично: позволить себе частные полёты из загородного дома могут люди с довольно высоким доходом, которые скорее всего работают в пределах ТТК либо Садового кольца.

Но и они не могут на практике воплотить красивый сценарий «сесть в вертолёт у себя во дворе, выйти из него на крыше офисной «высотки» и спуститься на лифте в свой просторный кабинет». Вертолётная площадка должна быть расположена с внешней стороны МКАД, поэтому из вертолёта в автомобиль придётся пересаживаться на территории области. Но пробки, как правило, возникают именно на границе области и города, на развязках с МКАД. То есть основную проблему въезда в город облететь на вертолёте не получится. Кроме того, отмечает Андрей Соловьёв, при планировании полёта необходимо учитывать особенности регулирования воздушного сообщения. К примеру, полёт вдоль МКАД возможен только по часовой стрелке; таким образом, полёт из «Крокус Экспо» в «Шереметьево» и обратный рейс займут разное время.

- В последнее время власти делают ставки на открытие вертолётных площадок – это оборудованные места для посадки вертолётов, где нет топливно-заправочного комплекса (ТЗК) и специалистов, способных провести технический осмотр, – рассуждает генеральный директор ВК «Аэросоюз» Сергей Хомяков. – Мы считаем, что разумнее развивать сеть небольших вертолётных центров с собственным ТЗК, с ангарами для хранения и ремонта вертолётов, с небольшим штатом квалифицированных специалистов, с гостиницей для пилотов и туристов, с зоной кафе. За такими объектами инфраструктуры будущее гражданской авиации общего назначения.

Впрочем, если полёты над городом разрешат, Москва вполне готова принимать вертолёты, располагая уже готовыми площадками на крышах многих жилых комплексов. Пока главная причина появления таких вертодромов объясняется требованиями МЧС. Так, из соображений противопожарной безопасности площадками для посадки вертолёта должны быть оборудованы все жилые здания высотой от 25 этажей.

Дорогое удовольствие.

Но конечно, главный сдерживающий фактор – цена полёта. Аренда четырёхместного вертолёта Robbinson, например, обходится от 30 тыс. рублей в час, делится цифрами управляющий партнер компании «Миэль – Загородная недвижимость» Владимир Яхонтов. А цена лётного часа шестиместного вертолёта достигает уже 80 тыс. рублей. В результате дорога до МКАД становится совсем не дешёвой. «Есть определённые места на Рублёвке и Новой Риге (речь идёт о поселениях до 20 км), где жители скидываются и летят до МКАД, например до площадки в «Крокусе». Но важно понимать, что люди скидываются по 8–10 тыс. только для того, чтобы долететь до границ Москвы», – рассказывает эксперт. Соответственно, основной вопрос развития этого вида транспорта – как снизить затраты.

А пока пассажиры предпочитают летать группами. Так, по данным компании «Аэросоюз» перелёт из Москвы в Тулу (очень популярный маршрут) на трёх человек стоит 68 тыс. рублей. Если тем же составом лететь по маршруту Москва – Шереметьево – Завидово – Москва при стоянке в Завидове не более трёх часов обойдётся в 51 тыс. рублей. на троих, а Москва – Внуково – Ярославль – Москва – в 108 тыс. рублей.

В бумажной версии этот текст можно прочитать в журнале «Мир и Дом» (№10, 2014 год), который является партнёром портала Элитное.РУ