Все ли чердаки можно назвать мансардами, откуда взялся романтический флер жилья под самой кровлей и только ли мужчины стремятся жить поближе к небу
Легенды под крышей
В камине уютно потрескивают дрова, наполняя помещение живым теплом и пьянящим ароматом дерева. Сквозь просторные окна, прорезанные в косых плоскостях скатов крыш, вместе с солнечным светом внутрь проникает пронзительная синева небес, сдобренная белоснежной мягкостью облаков. И – благословенная тишина вокруг. Это классическая триада, которую рисует воображение в ответ на волшебное слово «мансарда». И тут же возникает образ обитателя этого пространства – человека творческого, которому для вдохновения требуется особая атмосфера, что бывает лишь в мансардах.
Например, представляется Шарль Бодлер, подбирающий в своей мансарде затейливую рифму для знаменитых «Цветов зла». Располагалась эта мансарда в доме на набережной Анжу, что на острове Сен-Луи (на фото) – месте, которое сейчас можно назвать парижской «Золотой милей». Публика здесь соответствующая. Достаточно сказать, что одно из зданий принадлежит шейху Катара, а до этого им владело семейство Ротшильдов. Вспоминается и юный Йозеф Гайдн, сочиняющий свои первые сонаты в мансарде шестиэтажного дома, что на улице Кольмаркт. Сейчас это одна из самых дорогих торговых улиц Вены, наполненная бутиками элитных брендов и изысканной стариной архитектурой.
Впрочем, сверхпрестижными эти локации стали сравнительно недавно, а еще какой-то век назад считались вполне заурядными. Отчасти об этом напоминают их названия. Скажем, Кольмаркт в дословном переводе – это Угольный рынок, а улицу, изначально предназначенную для «золотых» жителей, так вряд ли назовут. Вот и с мансардами та же история. Это были самые дешевые помещения, что сдавались в аренду фактически за гроши. Именно это, а вовсе не особая аура, в первую очередь притягивало музыкантов, литераторов, живописцев – людей талантливых, но редко хорошо обеспеченных.
Столь привлекательные мансардные окна, идущие под углом к плоскости фасада и повторяющие изгибы крыши, в них тоже обычно отсутствовали
Под жилье подкрышные пространства были приспособлены слабо. Отопления там, как правило, не было, так что камины из ассоциативного ряда можно вычеркивать. Тот же Бодлер, например, в своей мансарде страшно мерз. Солнечного света внутрь проникало с гулькин нос, потому что столь привлекательные мансардные окна, идущие под углом к плоскости фасада и повторяющие изгибы крыши, в них тоже обычно отсутствовали, а обычные были очень маленькими. Как вспоминал Гайдн, в его мансарде царил вечный полумрак и до своего клавикорда (музыкального инструмента, предшественника фортепиано) он добирался практически на ощупь. С тишиной дело тоже обстояло не очень: на подавление шума, скажем, дождя на техническом этаже хозяева вряд ли стали бы тратиться. Но главная неожиданность заключается в другом. Все эти помещения на самом-то деле мансардами не были, а являлись простыми нежилыми чердаками. Из-за чего и стоили недорого.
Мансардный эталон
С настоящими мансардами, очень похожими на нынешнее престижное жилье, история немного другая. Считается, что их придумал французский архитектор Франсуа Мансар (проекты на фото) – мастер элегантного барокко, но в то же время – большой популяризатор стиля классицизм. Глобально реконструируя старые здания (а большинство его заказов были как раз такими), он обычно сохранял традиционную для Франции форму кровли – с крутыми скатами и изгибами, а помещения под стропильной системой превращал в полноценное и эффектное жилое пространство. Вот тут как раз были и камины, и естественный свет, и многие другие полезные и удобные опции.
Перфекционист по натуре, Мансар во всем стремился к совершенству, из-за чего реализация его проектов влетала в столь астрономическую сумму, что далеко не всякий аристократ мог себе позволить такие траты. Так что назвать дешевыми его постройки даже язык не поворачивается. Единственное (помимо расположения на самой верхотуре дома), что роднило мансарды от Мансара с чердаками, которые арендовали творческие натуры, – гендер их обитателей. И те, и другие, как правило, оказывались мужчинами.
Однако считать, что подкрышное пространство подходит исключительно для сильного пола, в корне неверно. Достаточно вспомнить, что мансардные этажи бывают не только в городских многоквартирных домах, но и загородных коттеджах. А там расклад совсем другой: для собственных нужд мужчины их используют довольно редко. Из известных личностей на ум приходит разе что Эдгар По, который последние годы жизни провел в частном двухэтажном коттедже под Нью-Йорком в местечке Фордхэм. На мансардный этаж, где он обустроил рабочую зону, домочадцы предпочитали даже не заглядывать, дабы не отвлекать писателя.
Женская тяга к мансардам тоже связана с освещением: обилие света позволяет дольше сохранять красоту и быть в хорошем тонусе
Но то особый случай. Куда чаще под самой крышей располагают детские или комнаты прекрасной половины, что логично даже с чисто медицинской точки зрения. «Благодаря окнам в кровле эта зона одна из самых светлых в доме, а хорошее естественное освещение – залог здоровья и правильного развития растущего поколения, – говорит врач-терапевт Раиса Галочкина. – Женская тяга к мансардам тоже связана с освещением: обилие света позволяет дольше сохранять красоту и быть в хорошем тонусе».
Лофт с брутального острова
В городских мансардах, впрочем, как и прежде, чаще господствуют мужчины. И этому тоже есть свое объяснение. Но связано оно не с особенностями мансард как таковых, а со спецификой и местоположением домов, где такой тип недвижимости имеется. А в Москве, например, присутствует он мало где. Хотя бы потому, что для этого требуется скатная кровля, причем с довольно внушительным наклоном – иначе хорошую высоту потолков не получишь. В столичных новостройках крыши, как правило, плоские, что делает мансардные этажи технически невозможными. Тем не менее купить мансарду в Москве можно. Объекты реконструкции, форма и габариты которых позволяют создать полноценную мансарду по всем канонам Франсуа Мансара. Таким требованиям преимущественно удовлетворяют старинные постройки, которые в свое время возводили не для жилых целей и располагали в особых локациях.
Возьмем, к примеру, Wine House (на фото) – комплекс, работы над которым менее года назад завершила известная московская компания «Галс-Девелопмент». Вернее, даже не весь комплекс, а лишь один его корпус – четырехэтажный, из красного кирпича (именно в нем имеются мансарды). Находится он на улице Садовнической, эдакой биссектрисе острова Балчуг, расположенной между двумя набережными – Космодамианской и Садовнической. Жилой застройки здесь немного, зато в обилии памятники истории и архитектуры. Так, ближайший сосед Wine House – внушительные строения Кригскомиссариата (учреждения, ведавшего в царской России снабжением армии), возведенные в 1777-1780 годах. По другую сторону – военно-хозяйственные склады, датируемые концом XVIII века. Обе эти постройки до сих пор принадлежат людям в погонах, продолжая создавать вокруг себя брутальную атмосферу.
Довольно долго восстанавливали кирпичную кладку: в отличие от современных кирпичей одних и тех же габаритов в этом доме они разные
Да и сам красно-кирпичный корпус, являющийся визуальной доминантой Wine House и объектом культурного наследия, с чисто мужским прошлым. Построенный в 1888-1889 годах по проекту архитектора Николая Воскресенского, он изначально предназначался для винного завода: владел им царский виночерпий Петр Смирнов и использовал для собственного производства. В XX веке профиль здания не изменился: здесь обосновался завод шампанских вин «Корнет».
И лишь несколько лет назад, когда предприятие было выведено за пределы Москвы, постройку решили приспособить под апартаменты и сделать составной частью нового жилого комплекса. Для этого по авторским чертежам воссоздали исходный вид здания: за долгие годы корпус оброс многочисленными «культурными» слоями, скрывшими изначальную задумку архитектора. Довольно долго восстанавливали кирпичную кладку: в отличие от современных кирпичей одних и тех же габаритов в этом доме они разные, поэтому сначала требовалось такие создать по индивидуальному заказу. Придали исходный вид массивным деревянным рамам и столь же массивным входным дверям.
Внутри поменяли перекрытия – прежние, деревянные, давно пришли в негодность. Обновили кованые элементы межэтажной лестницы. Добавили стилизованный под XIX век лифт, которого раньше в корпусе не было. И, кончено, насытили здание современными инженерными системами, среди которых не только очистка воды, приточно-вытяжная вентиляция и центральное кондиционирование, но и увлажнением воздуха. В итоге получился эффектный и удобный лофт с большой мансардой.
Мансарда с изюминками
Размеры мансарды действительно впечатляют: высота потолков там достигает 7 м, что позволяет разделить помещение на два уровня: застройщик это сделал изначально, еще в процессе реконструкции здания. К слову, предназначенная под жилье антресоль есть не только на мансарде, но и этажом ниже, но в этом случае пришлось пойти на компромисс: имеющихся там 4,5 м для двух полноценных этажей все же маловато. А вот в мансардном пространстве таких проблем нет. Во все же из-за специфики линии кровли, понижающейся в сторону фасада, второй уровень сделали не той же площади, что и первый, а несколько меньше. Но неудачным такое решение не назовешь. Во-первых, в зависимости от габаритов мансардных апартаментов (а они в Wine House разные) на втором уровне места достаточно, чтобы размесить одну-две спальни, или, скажем, спальню и кабинет. А во-вторых, благодаря такому подходу на нижнем уровне появилась огромная гостиная со вторым светом. Причем из-за того, что верхняя линия окон выполнена по канонам жанра и представляет собой классические мансардные окна, идущие под углом к плоскости фасада, естественного света здесь больше, чем на других этажах с антресолями.
Имеется здесь и такой классический атрибут мансарды, как камин. Вернее, камина все-таки нет, но есть дымоход, который позволяет установить традиционный дровяной камин. Кстати, как говорит совладелица студии People2People design и дизайн-бюро Candy Екатерина Семихатова, именно мужчины возможностью организовать в городском жилье очаг с настоящим пламенем никогда не пренебрегают, в отличие от женщин, которые к огню в многоквартирном доме относятся с опаской. И это еще одно подтверждение, что мансарды ЖК Wine House все-таки больше ориентированы на мужчин. Именно им руководитель архитектурного бюро «Технологии дизайна» Марина Калинина адресует свой совет: не возводить камины из камня, а приобрести готовое изделие из стекла и металла – выбор таких сейчас огромен. Причина не в том, что заводские камины более качественные и надежные, дело исключительно в дизайнерских законах организации пространства. Там, где изначально присутствуют большие каменные объемы (а в Wine House это кирпичная кладка стен), добавлять второй подобный объем не стоит – он визуально «утяжелит» помещение. Зато альтернативный материал, тот же металл или стекло, такого эффекта не даст.
Вообще, стеклянные поверхности – самый удачный способ организовать любое лофт-пространство, особенно мансардное, которое наиболее эффектно выглядит при полном отсутствии внутренних стен. Но для удобства перегородки порой все же необходимы, и самое идеальное решение для них – электрохромное стекло. Его «фишка» заключается в том, что по умолчанию этот материал абсолютно прозрачный, но при необходимости с помощью специальной системы управления свойствами стекла его можно затемнить, и тогда часть лофта окажется полностью изолированной от других. А вот что касается кирпичных стен, с ними не все так просто. Их исходный темно-красный цвет, безусловно, привлекателен, но для контраста требует светлой мебели, а такую мужчины не сильно любят. С побелкой свои сложности: обилие белого самым неожиданным образом может «убить» логику старинного здания. Поэтому при выборе правильного решения стоит сто раз подумать. Или призвать на помощь женщину. В конце концов, даже в самой что ни на есть мужской мансарде для прекрасной полвины место всегда найдется.