Цена вопроса: как пандемия повлияла на стоимость жилых интерьеров
11 августа 2021

Только с прошлого июня стройматериалы в стране подорожали в среднем практически на четверть

Текст: Павел Лучшев, главный инженер компании Woodstone Interior Tailors
Цена вопроса: как пандемия повлияла на стоимость жилых интерьеров

По самым скромным официальным прогнозам, мировая инфляция в сегменте строительных материалов составит не менее 15% по итогам года. В России, по оценкам Росстата, стройматериалы с прошлого июня прибавили в среднем 23,9%. Речь идет в том числе о том, что относится к премиальному и элитному строительству: дизайну, ремонту, интерьерам. Закрытые границ из-за пандемии, обвал курса рубля и разорение десятков итальянских, португальских и испанских фабрик сыграли с ценой злую шутку.

Пандемия коронавируса, которая в прямом смысле слова заперла в своих домах и квартирах большую часть мира, вынудила многих заниматься ремонтами – косметическими или капитальными, – у кого на что хватало сил и средств. Никогда ещё выражение «мой дом – моя крепость» не понималось так буквально: очереди в пункты самовывоза строительных и мебельных гипермаркетов даже в пик пандемии были гигантскими, а доставку невозможно было заказать ранее, чем через месяц.

Когда к середине мая вся страна поняла, что границы откроются нескоро, а российские курорты воспользуются ситуацией и повысят цены в 5-10 раз, начался бум загородного строительства и ремонтов.

Всё это, разумеется, не только усиливало дефицит стройматериалов, отделочных позиций и мебели, но и гнало вверх цены. Сильнее всего подорожали металл и древесина: с начала года, по оценкам Росстата, металлочерепица, например, выросла на 21,6%, стоимость конструкций для деревянных домов повысилась в 2,5-3 раза, а цена строительства загородного дома «под ключ», по данным «Ассоциации деревянного домостроения», – на 40%.

Заместительная терапия

Дорожали также все виды пластиков: самый дешёвый, даже по официальным данным, теперь стоит больше на 70%. Цены росли и на металл, и даже на обивочные ткани. Сметы правились и правятся до сих пор в режиме реального времени, а поставщики, особенно в сегменте эконом- и бизнес-класса, продавали большую часть материалов «только за кэш», чтобы в том числе уйти от налогов.

Рост цен в сегменте, по прогнозам российских чиновников, вряд ли остановится до середины 2022 года. Не только из-за бума загородного строительства и квартирных ремонтов: самая дешевая в истории российского рынка недвижимости ипотека, бум e-commerce с последовавшим небывалым ростом складского рынка, а также отложенные проекты девелоперов в торговом, офисном и жилом сегментах продолжат поддерживать аппетиты производителей и ритейлеров.

Государством даже было объявлено о целом ряде проектов импортозамещения в строительстве. Это заставили сделать всё те же девальвация рубля, закрытые границы, нарушение экономических связей, драматичный рост стоимости доставки и разорение во время карантинов целого ряда производств. В некоторых сегментах – вроде плитки, дверей, окон, отдельных видов мебели – это удалось, и российские аналоги импортных товаров (допандемических лидеров) уже сейчас имеют весомую долю рынка. Однако, во-первых, они тоже неконтролируемо дорожают (по данным Минпромторга, в первом квартале 2021 года средняя цена на мебель, к слову, выросла на 12%), во-вторых, импортозамещение пока практически невозможно в премиальном и де-люкс-сегментах, в-третьих, рост себестоимости спровоцирован ещё и массовым оттоком высококвалифицированной рабочей силы.

Дорогая пропажа

Впрочем, несмотря на ажиотажный рост себестоимости материалов и мебели, компании не могли повышать свои цены кратно росту стоимости материалов: обедневший покупатель даже при таком спросе и дефиците просто ушёл бы. Среди основных причин роста цен на мебель – повышение стоимости материалов, ожидание негативных экономических сценариев, а также тот факт, что 95% мебельной фурнитуры и комплектующих в России зарубежного производства: испанского, итальянского, немецкого или португальского. Многие российские производители признают, что полностью независимыми от ЕС российские фабрики стать не смогут. Качественной технической фурнитуры у нас просто нет. Поэтому российским производителям пришлось лихорадочно создавать запасы материалов, но, к сожалению, по некоторым позициям сделать этого в нужном объеме так и не удалось, что стало дополнительным мотиватором роста стоимости.

Некоторые иностранные компании открыли заводы в России. Однако, опять же – это не люксовые бренды, а компании массового, среднего и в лучшем случае «среднего плюс» сегментов. Производить же товары премиального и де-люкс-сегментов за пределами их «родины» – Италии, Испании, Португалии, Франции или Бельгии – мало кто отваживался. И дело даже не в нехватке профильных специалистов, высокой доли местных материалов вроде мрамора, отдельных пород дерева и тканей, а в восприятии товаров конечным покупателем. Увы, «сделано в России» в сегменте люксовых интерьеров по-прежнему не может похвастать тем качеством, которое сопровождает зарубежную продукцию.

При этом иностранные фабрики интерьеров де-люкс отнюдь не рвутся «вывозить» даже в дочерние предприятия технологии и фирменные секреты и взращивать где-то своими же руками конкурентов. Тот, кто хотел, уже давно перевел часть производства в Восточную Европу, Китай и страны Юго-Восточной Азии. Для оставшихся же дома написать «сделано в Италии» (Испании, Франции, Португалии) – дело чести и большая часть брендинга.

В итоге в люксовом сегменте проекты реализовывали преимущественно команды, которым удалось создать хороший уровень складских запасов европейской продукции, и клиенты которых были готовы сдвинуть сроки реализации проекта для создания тех самых «особенных» решений, которые возможны только на европейском производстве и в условиях открытых границ. Таким образом, интерьеры этих «запасливых» компаний подорожали в среднем на 10-15%. У тех же команд, которые не успели создать складские запасы, существенно растянулись сроки поставок, и в случае замещения материалов на более «близкие» аналоги в определенной степени страдало качество проектов. Сегодня ситуация со сроками поставок более или менее нормализовалась, и все же даже в люксовом сегменте компании – там, где могли – переориентировались на местный рынок.

Дальнейшие изменения в сегменте могут быть вызваны, в первую очередь, тем, что клиенты всё-таки будут стараться заказывать мебель российского производства или иностранного, но «из наличия», стремясь исключить риски срыва сроков производства. Конечно, это отразится на работе дизайнеров: до нормализации ситуации значительная часть интерьеров в России даже люксового сегмента будет состоять из того же «наличия», а не из каталожных предложений, по которым увеличились сроки дистрибуции.

Но сильнее всего пандемия отразилась и отражается в нашем сегменте на строительных работах. Это связано с закрытием границ, и, как следствие, отсутствием мастеров. Что, в общем, неудивительно: в Москве, по словам мэра Сергея Собянина, уже к осени 2020-го мигрантов (в том числе внешних) стало меньше на 40%, а к декабрю рост зарплат в строительной отрасли, по оценкам игроков, составил не менее 70%. И это при ощутимом снижении качества работ.