Западные бренды навсегда потеряли нишу премиального лифтового оборудования в нашей стране, а российские заводы не смогли ее заполнить
За последние два года европейские производители лифтовых систем покинули нашу страну, что затронуло преимущественно девелоперов премиального и люксового жилья, и они оперативно стали искать замену западным брендам. Эксперты портала «Элитное.ру» узнали, как за два года решилась проблема с лифтовым оборудованием, и какие бренды пришли на смену западным производителям.
История вопроса: лифтовой рынок в разрезе
Для начала вспомним, что представлял собой российский рынок лифтов несколько лет назад, до появления проблемы импортозамещения. По данным Национального лифтового союза (НЛС), в 2020 году в эксплуатацию было запущено 44 тыс. лифтов, в 2021 году – почти 46 тыс. При этом в России производилось лишь 75% этого объема. Оставшиеся 25% делились почти пополам между белорусским заводом «Могилевлифтмаш» (65-70% продукции которого уходит в Россию) и известными европейскими брендами.
Но в этих расчетах стоит учесть, что американская фирма Otis, один из старейших брендов подъемного оборудования, имела собственное производство в России. На Otis в 2021 году приходилось порядка 16% лифтового оборудования, произведенного в нашей стране. Суммарно на долю основных крупнейших европейских брендов, в число которых, помимо Otis, входили немецкая компания ThyssenKrupp Elevator, швейцарская Schindler и греческая Kleemann, приходилось около 20%.
Получается, что ежегодно в России монтировалось порядка 9 тыс. лифтовых систем западных брендов. И если бы проблема заключалась только в количестве, то отечественные производители без труда восполнили бы этот пробел. Однако зарубежные лифты устанавливались в премиальных жилых комплексах и дорогих бизнес-центрах, а российские заводы не выпускали лифтовые системы высокого класса.
Высокие технологии из Поднебесья
Когда глава ГК «Основа» Александр Ручьев публично заявил, что китайские лифты не хуже европейских и скоро на них перейдет весь рынок премиальных новостроек Москвы, у многих экспертов это вызвало сомнения. Несколько месяцев его слова вспоминали как шутку. Но сегодня слова Ручьева ни у кого улыбок не взывают, так как девелопер оказался прав: рынок премиальных лифтов почти полностью стал китайским.
Всего за два года доля китайских лифтов в нашей стране, по данным «Российкого лифтового союза», выросла более, чем в 2,5 раза (с 4 до 11% от общего объема). Для сравнения, доля турецких лифтов в общем объеме сегодня составляет 6%, а оборудование всех остальных стран – суммарно 2%.
Помимо сервисного обслуживания, китайские лифты существенно выигрывают у европейцев по цене
На китайское лифтовое оборудование перешла группа «Родина», реализующая премиальные проекты в Москве. Холдинг Legenda Intelligent Development ранее использовал преимущественно лифты Kone. Теперь компания перешла на китайские Blt и Koyo. Девелопер Stenoy раньше заказывал лифтовое оборудование греческой компании Kleemann.
В настоящее время, по словам управляющего партнера девелоперской компании Stenoy Ильи Фролова, лифты Kleemann можно купить: их обходными путями завозят в Россию. Но при приобретении оборудования европейских компаний встает серьезная проблема – полное отсутствие сервисного обслуживания. В итоге девелопер Stenoy остановился на китайском бренде Koyo. Помимо сервисного обслуживания, замечает Илья Фролов, китайское оборудование существенно выигрывает у европейцев по цене. В частности, лифты Kleemann скоростью 2 метра в секунду стоили около 8 млн рублей, а аналогичные по качеству и характеристикам системы китайского бренда Koyo – около 5 млн.
«И третье, что немаловажно, срок поставки китайских лифтов составляет от 3 до 6 месяцев, а греки и до ухода с рынка могли пообещать, но так и не поставить», – подытожил свой выбор Илья Фролов. В процессе поиска специалисты Stenoy присматривались и к российским лифтовым производителям, которые пытаются выпускать премиальное оборудование. «Однако в российских лифтах нет проверенных решений, – добавляет господин Фролов. – Красивую кабину отечественные заводы еще могут изготовить, но качественные подъемные механизмы или системы открывания дверей пока получаются у них не очень хорошо – лифт на скорости потряхивает, – да и электроника в наших лифтах китайского производства».
С греческим производителем Kleemann раньше работала и группа «Основа», которая сегодня переориентировалась на лифты Sjec. «Этот китайский бренд, – замечает коммерческий директор группы Игорь Сибренков, – пришел в Россию много лет назад, задолго до ухода европейских производителей».
Китайские лидеры российского рынка
Сегодня на нашем рынке примерно полтора десятка китайских брендов, существенная часть из которых присутствовала в России и до 2022 года, что дало последним серьезные преимущества перед конкурентами. Например, по словам Никиты Гиздуллина, инженера компании «Лифтсервис», производитель Sword работает в России уже лет 15, а компания BLT вышла на наш рынок примерно в 2006 году.
В Москве лифтовое оборудование BLT уже установлено в пяти домах квартала «Life Варшавская» компании Pioneer. Группа «Галс-Девелопмент» монтирует системы BLT в премиальном ЖК «Дом 56». Очень важно, объяснили свой выбор в девелоперской группе, что «BLT старается вписаться в те габариты, которые указаны».
В прошлом году китайские производители (порядка 15 брендов) суммарно поставили в нашу страну 4,7 тыс. лифтов
Дело в том, что марка лифта согласовывается еще на этапе проектирования здания: под него делается шахта определенных размеров, устанавливаются закладные. Но европейские бренды уходили из России, «побросав лопаты»: быстро, не обращая внимание на договоренности с российскими девелоперами, оставив многие новостройки без лифтов. Застройщикам пришлось «переобуваться на ходу».
«Многие китайские производители делают лифты, ориентируясь не только на продукцию из своей линейки, но и на заказ: подстраиваясь под существующие размеры», – говорит Никита Гиздуллин. Например, в первые две очереди премиального ЖК West Garden (на фото ниже) были установлены лифты Shindler. После чего швейцарцы остановили поставки в Россию, и на третью очередь девелоперу проекта – компании Sminex – пришлось срочно искать нового поставщика. Вышли на китайского производителя Koyo.
«Застройщик передал нашему техническому отделу характеристики лифтовой шахты здания, размер приямка и высоту верхнего этажа, и инженеры предложили вариант кабины под эту шахту», – рассказали в компании Koyo. В итоге один жилой комплекс включает в себя лифты двух разных брендов: швейцарские и китайские.
По данным «Российского лифтового союза», в прошлом году китайские производители (порядка 15 брендов) суммарно поставили в нашу страну 4,7 тыс. лифтов. Koyo на сегодняшний день является явным лидером по продаже премиальных лифтов в России: в 2023 году на долю этой компании пришлось порядка тысячи лифтов. Также в тройку лидеров входят Blt и Sword. Однако конкуренция китайцев между собой растет. По словам Никиты Гиздуллина, только за 2023 год в России появилось три новых производителя из Поднебесной.
Почему турки вышли в южные регионы
Основную конкуренцию китайцам составляют турецкие бренды: Ida lift, Thisa Elevator, Merih, Turklift Elevator, Loher Elevator. Несколько раз о планах выхода на рынок России заявляла компания Asvip Elevator. Однако, замечает Светлана Новикова, директор «Юкон консалтинг» (компания специализируется на юридическом обслуживании в сфере ВЭД), сроки экспансии постоянно переносятся. По последней информации, выход турецкого производителя намечен на осень 2024 года.
Турецкие лифтовики, по словам Юрия Лядунова, руководителя отдела бизнес-аналитики и мониторинга рынка АО «ЩЛЗ», пользуются спросом, в первую очередь, в южных регионах России: Сочи, Краснодар. Этому есть два объяснения. Во-первых, в эти регионы удобно доставлять продукцию морским путем, тогда как сухопутная логистика по России, замечает Светлана Новикова, добавляет 10-15% к стоимости лифта: например, доставка лифта фурой от Новороссийска до Москвы стоит в районе 150 тыс. рублей, а до Хабаровска – около 800 тыс. Кроме того, добавляет управляющий партнер агентства ZIP Realty Евгений Скоморовский, в южных регионах до сих пор работает много турецких подрядчиков, оставшихся со строительства объектов зимней Олимпиады. «И они, что естественно, «подтягивают» своих производителей», – объясняет эксперт.
Производители из Поднебесной работают по всей территории России
Впрочем, в отношении турецких лифтов существует одно но. Совладелец группы «Родина» Владимир Щекин замечает, что многие производители лифтового оборудования, в том числе и турецкие, используют при сборке детали из Китая.
Полгода на сертификацию
Производители из Поднебесной работают по всей территории России. «Китайцы решают вопрос с логистикой кардинально: у них собственные контейнерные поезда по схеме «Один пояс – один путь», – рассказывает Светлана Новикова. – В нашу сторону они везут китайские товары, а обратно – российские». Курсируют такие поезда по согласованным маршрутам, без перецепки вагонов на крупных транспортных узлах, что сильно экономит как время доставки, так и ее стоимость. «А кроме того, правительство Китая поддерживает производителей субсидиями на экспортную логистику», – добавляет эксперт.
Конкуренция могла быть еще выше, но лифты – опасное оборудование, связанное с риском для жизни человека, и лифтовые системы иностранного производства должны пройти сертификацию в России. По словам Светланы Новиковой, стоимость процедуры начинается от 180 тыс. рублей (самые простые подъемные системы для маломобильных граждан), а верхняя планка, если сертифицируются дорогие и сложные лифты, может превышать отметку в 500 тыс. Конечно, это не самые большие затраты для крупных производителей, но на сертификацию требуется время.
«На проведение сертификации уходит не менее полугода, затем лифты дополнительно тестируют на специальной колонне: гоняют вверх-вниз без остановок, чтобы посчитать ошибки в программном обеспечении и исправить их, – продолжает Светлана Новикова. – Такой процесс занимает не менее месяца. И только после этого лифт получает допуск к эксплуатации и может быть смонтирован в здании».
Что поставить в небоскреб
Отдельно стоит поговорить о высокоскоростных лифтовых системах, которые устанавливают в небоскребы. На момент ухода западных брендов российские производители выпускали лифты с максимальной скоростью 2-2,5 м/с. За последние два года заводы «Витчел» (Челябинск) и «МЭЛ» (Москва) сумели разогнать свои лифты до 4 м/с. Однако это не идет ни в какое сравнение со скоростью западных производителей: например, скорость лифтов Otis достигает 12 м/с.
Mitsubishi также заявляла об уходе с российского рынка, однако лифты этого бренда по-прежнему поставляются в нашу страну
В итоге высотную нишу также заполнили китайские производители, которые уже давно выпускают скоростные лифты. Например, лифты Sjec, как сообщает Игорь Сибренков, установлены в башне «Федерация». Компания Sword, по словам Никиты Гиздуллина, уже привозила в Россию лифты скоростью 8 м/с, а флагманская модель этого бренда достигает 10 м/с. С такой же скоростью перемещаются и самые быстрые модели Koyo. Устанавливать их можно в здания максимальной высотностью 128 этажей.
Сегодня ГК «Галс-Девелопмент» возводит офисный небоскреб (на фото ниже) высотой 398 метров (80 этажей), который после завершения строительства обещает стать самым высоким в столице. Пока лидерство остается за башней «Федерация» (374 метра), расположенной на территории ММДЦ «Москва-Сити». Небоскреб «Галс-Девелопмент» также строится в новом деловом центре столицы, у моста «Багратион», благодаря которому здание получило временное рабочее название. Только для обслуживания офисной части в башне будет установлено 88 лифтов, и большая часть из них – скоростные.
Поставщика лифтов девелопер выбирал уже в текущих реалиях. «Для «Багратиона» был согласован производитель Mitsubishi», – рассказали журналу «Движение» в пресс-службе «Галс-Девелопмент». Компания Shanghai Mitsubishi Elevator Company, также известная как SMEC, является совместным предприятием, где 32% принадлежат Mitsubishi Electric Corp, но основной пакет акций у китайских корпораций: Shanghai Mechanical & Electrical Industrial (52%), China National Machinery Import & Export (8%) и Hongkong Ryoden (8%). И штаб-квартира SMEC располагается в китайском Шанхае. Компания давно делает скоростные лифты, а в 2016 году установила рекорд скорости – 74 км/ч (примерно 20,5 м/с).
Mitsubishi также заявляла об уходе с российского рынка, однако лифты этого бренда по-прежнему поставляются в нашу страну, предположительно, благодаря тому, что контрольный пакет акций фирмы принадлежит китайским инвесторам. Помимо проектов «Галс-Девелопмент», лифтовые системы SMEC будут устанавливать и на объекты девелоперской группы ФСК.
Также, по словам директора департамента развития продукта компании ФСК Петра Кирилловского, девелопер заключил договор с производителем лифтов TopRange. Под этим китайским брендом, сообщает эксперт, спрятался ушедший из России швейцарский Schindler. «Это новая марка, запущенная командой «Шиндлер» на территории Китая, – рассказывает господин Кирилловский. – Формально мы работаем с новыми поставщиками, но качество остается прежним».
Сегодня китайские лифты не вызывают никаких вопросов ни у застройщиков, ни у покупателей. «Европейские производители лифтов навсегда потеряли российский рынок», – говорил два года назад Александр Ручьев. И, судя по всему, оказался прав.