Западные бренды навсегда потеряли нишу премиального лифтового оборудования в нашей стране, а российские заводы не смогли ее заполнить
.jpg?1728401387)
За последние два года европейские производители лифтовых систем покинули нашу страну, что затронуло преимущественно девелоперов премиального и люксового жилья, и они оперативно стали искать замену западным брендам. Эксперты портала «Элитное.ру» узнали, как за два года решилась проблема с лифтовым оборудованием, и какие бренды пришли на смену западным производителям.
История вопроса: лифтовой рынок в разрезе
Для начала вспомним, что представлял собой российский рынок лифтов несколько лет назад, до появления проблемы импортозамещения. По данным Национального лифтового союза (НЛС), в 2020 году в эксплуатацию было запущено 44 тыс. лифтов, в 2021 году – почти 46 тыс. При этом в России производилось лишь 75% этого объема. Оставшиеся 25% делились почти пополам между белорусским заводом «Могилевлифтмаш» (65-70% продукции которого уходит в Россию) и известными европейскими брендами.
Но в этих расчетах стоит учесть, что американская фирма Otis, один из старейших брендов подъемного оборудования, имела собственное производство в России. На Otis в 2021 году приходилось порядка 16% лифтового оборудования, произведенного в нашей стране. Суммарно на долю основных крупнейших европейских брендов, в число которых, помимо Otis, входили немецкая компания ThyssenKrupp Elevator, швейцарская Schindler и греческая Kleemann, приходилось около 20%.
.jpg)
Получается, что ежегодно в России монтировалось порядка 9 тыс. лифтовых систем западных брендов. И если бы проблема заключалась только в количестве, то отечественные производители без труда восполнили бы этот пробел. Однако зарубежные лифты устанавливались в премиальных жилых комплексах и дорогих бизнес-центрах, а российские заводы не выпускали лифтовые системы высокого класса.
Высокие технологии из Поднебесья
Когда глава ГК «Основа» Александр Ручьев публично заявил, что китайские лифты не хуже европейских и скоро на них перейдет весь рынок премиальных новостроек Москвы, у многих экспертов это вызвало сомнения. Несколько месяцев его слова вспоминали как шутку. Но сегодня слова Ручьева ни у кого улыбок не взывают, так как девелопер оказался прав: рынок премиальных лифтов почти полностью стал китайским.
Всего за два года доля китайских лифтов в нашей стране, по данным «Российкого лифтового союза», выросла более, чем в 2,5 раза (с 4 до 11% от общего объема). Для сравнения, доля турецких лифтов в общем объеме сегодня составляет 6%, а оборудование всех остальных стран – суммарно 2%.
Помимо сервисного обслуживания, китайские лифты существенно выигрывают у европейцев по цене
На китайское лифтовое оборудование перешла группа «Родина», реализующая премиальные проекты в Москве. Холдинг Legenda Intelligent Development ранее использовал преимущественно лифты Kone. Теперь компания перешла на китайские Blt и Koyo. Девелопер Stenoy раньше заказывал лифтовое оборудование греческой компании Kleemann.
В настоящее время, по словам управляющего партнера девелоперской компании Stenoy Ильи Фролова, лифты Kleemann можно купить: их обходными путями завозят в Россию. Но при приобретении оборудования европейских компаний встает серьезная проблема – полное отсутствие сервисного обслуживания. В итоге девелопер Stenoy остановился на китайском бренде Koyo. Помимо сервисного обслуживания, замечает Илья Фролов, китайское оборудование существенно выигрывает у европейцев по цене. В частности, лифты Kleemann скоростью 2 метра в секунду стоили около 8 млн рублей, а аналогичные по качеству и характеристикам системы китайского бренда Koyo – около 5 млн.
«И третье, что немаловажно, срок поставки китайских лифтов составляет от 3 до 6 месяцев, а греки и до ухода с рынка могли пообещать, но так и не поставить», – подытожил свой выбор Илья Фролов. В процессе поиска специалисты Stenoy присматривались и к российским лифтовым производителям, которые пытаются выпускать премиальное оборудование. «Однако в российских лифтах нет проверенных решений, – добавляет господин Фролов. – Красивую кабину отечественные заводы еще могут изготовить, но качественные подъемные механизмы или системы открывания дверей пока получаются у них не очень хорошо – лифт на скорости потряхивает, – да и электроника в наших лифтах китайского производства».
.jpg)
С греческим производителем Kleemann раньше работала и группа «Основа», которая сегодня переориентировалась на лифты Sjec. «Этот китайский бренд, – замечает коммерческий директор группы Игорь Сибренков, – пришел в Россию много лет назад, задолго до ухода европейских производителей».
Китайские лидеры российского рынка
Сегодня на нашем рынке примерно полтора десятка китайских брендов, существенная часть из которых присутствовала в России и до 2022 года, что дало последним серьезные преимущества перед конкурентами. Например, по словам Никиты Гиздуллина, инженера компании «Лифтсервис», производитель Sword работает в России уже лет 15, а компания BLT вышла на наш рынок примерно в 2006 году.
В Москве лифтовое оборудование BLT уже установлено в пяти домах квартала «Life Варшавская» компании Pioneer. Группа «Галс-Девелопмент» монтирует системы BLT в премиальном ЖК «Дом 56». Очень важно, объяснили свой выбор в девелоперской группе, что «BLT старается вписаться в те габариты, которые указаны».
В прошлом году китайские производители (порядка 15 брендов) суммарно поставили в нашу страну 4,7 тыс. лифтов
Дело в том, что марка лифта согласовывается еще на этапе проектирования здания: под него делается шахта определенных размеров, устанавливаются закладные. Но европейские бренды уходили из России, «побросав лопаты»: быстро, не обращая внимание на договоренности с российскими девелоперами, оставив многие новостройки без лифтов. Застройщикам пришлось «переобуваться на ходу».
«Многие китайские производители делают лифты, ориентируясь не только на продукцию из своей линейки, но и на заказ: подстраиваясь под существующие размеры», – говорит Никита Гиздуллин. Например, в первые две очереди премиального ЖК West Garden (на фото ниже) были установлены лифты Shindler. После чего швейцарцы остановили поставки в Россию, и на третью очередь девелоперу проекта – компании Sminex – пришлось срочно искать нового поставщика. Вышли на китайского производителя Koyo.
«Застройщик передал нашему техническому отделу характеристики лифтовой шахты здания, размер приямка и высоту верхнего этажа, и инженеры предложили вариант кабины под эту шахту», – рассказали в компании Koyo. В итоге один жилой комплекс включает в себя лифты двух разных брендов: швейцарские и китайские.

По данным «Российского лифтового союза», в прошлом году китайские производители (порядка 15 брендов) суммарно поставили в нашу страну 4,7 тыс. лифтов. Koyo на сегодняшний день является явным лидером по продаже премиальных лифтов в России: в 2023 году на долю этой компании пришлось порядка тысячи лифтов. Также в тройку лидеров входят Blt и Sword. Однако конкуренция китайцев между собой растет. По словам Никиты Гиздуллина, только за 2023 год в России появилось три новых производителя из Поднебесной.
Почему турки вышли в южные регионы
Основную конкуренцию китайцам составляют турецкие бренды: Ida lift, Thisa Elevator, Merih, Turklift Elevator, Loher Elevator. Несколько раз о планах выхода на рынок России заявляла компания Asvip Elevator. Однако, замечает Светлана Новикова, директор «Юкон консалтинг» (компания специализируется на юридическом обслуживании в сфере ВЭД), сроки экспансии постоянно переносятся. По последней информации, выход турецкого производителя намечен на осень 2024 года.
Турецкие лифтовики, по словам Юрия Лядунова, руководителя отдела бизнес-аналитики и мониторинга рынка АО «ЩЛЗ», пользуются спросом, в первую очередь, в южных регионах России: Сочи, Краснодар. Этому есть два объяснения. Во-первых, в эти регионы удобно доставлять продукцию морским путем, тогда как сухопутная логистика по России, замечает Светлана Новикова, добавляет 10-15% к стоимости лифта: например, доставка лифта фурой от Новороссийска до Москвы стоит в районе 150 тыс. рублей, а до Хабаровска – около 800 тыс. Кроме того, добавляет управляющий партнер агентства ZIP Realty Евгений Скоморовский, в южных регионах до сих пор работает много турецких подрядчиков, оставшихся со строительства объектов зимней Олимпиады. «И они, что естественно, «подтягивают» своих производителей», – объясняет эксперт.
Производители из Поднебесной работают по всей территории России
Впрочем, в отношении турецких лифтов существует одно но. Совладелец группы «Родина» Владимир Щекин замечает, что многие производители лифтового оборудования, в том числе и турецкие, используют при сборке детали из Китая.
Полгода на сертификацию
Производители из Поднебесной работают по всей территории России. «Китайцы решают вопрос с логистикой кардинально: у них собственные контейнерные поезда по схеме «Один пояс – один путь», – рассказывает Светлана Новикова. – В нашу сторону они везут китайские товары, а обратно – российские». Курсируют такие поезда по согласованным маршрутам, без перецепки вагонов на крупных транспортных узлах, что сильно экономит как время доставки, так и ее стоимость. «А кроме того, правительство Китая поддерживает производителей субсидиями на экспортную логистику», – добавляет эксперт.
Конкуренция могла быть еще выше, но лифты – опасное оборудование, связанное с риском для жизни человека, и лифтовые системы иностранного производства должны пройти сертификацию в России. По словам Светланы Новиковой, стоимость процедуры начинается от 180 тыс. рублей (самые простые подъемные системы для маломобильных граждан), а верхняя планка, если сертифицируются дорогие и сложные лифты, может превышать отметку в 500 тыс. Конечно, это не самые большие затраты для крупных производителей, но на сертификацию требуется время.
.jpg)
«На проведение сертификации уходит не менее полугода, затем лифты дополнительно тестируют на специальной колонне: гоняют вверх-вниз без остановок, чтобы посчитать ошибки в программном обеспечении и исправить их, – продолжает Светлана Новикова. – Такой процесс занимает не менее месяца. И только после этого лифт получает допуск к эксплуатации и может быть смонтирован в здании».
Что поставить в небоскреб
Отдельно стоит поговорить о высокоскоростных лифтовых системах, которые устанавливают в небоскребы. На момент ухода западных брендов российские производители выпускали лифты с максимальной скоростью 2-2,5 м/с. За последние два года заводы «Витчел» (Челябинск) и «МЭЛ» (Москва) сумели разогнать свои лифты до 4 м/с. Однако это не идет ни в какое сравнение со скоростью западных производителей: например, скорость лифтов Otis достигает 12 м/с.
Mitsubishi также заявляла об уходе с российского рынка, однако лифты этого бренда по-прежнему поставляются в нашу страну
В итоге высотную нишу также заполнили китайские производители, которые уже давно выпускают скоростные лифты. Например, лифты Sjec, как сообщает Игорь Сибренков, установлены в башне «Федерация». Компания Sword, по словам Никиты Гиздуллина, уже привозила в Россию лифты скоростью 8 м/с, а флагманская модель этого бренда достигает 10 м/с. С такой же скоростью перемещаются и самые быстрые модели Koyo. Устанавливать их можно в здания максимальной высотностью 128 этажей.
Сегодня ГК «Галс-Девелопмент» возводит офисный небоскреб (на фото ниже) высотой 398 метров (80 этажей), который после завершения строительства обещает стать самым высоким в столице. Пока лидерство остается за башней «Федерация» (374 метра), расположенной на территории ММДЦ «Москва-Сити». Небоскреб «Галс-Девелопмент» также строится в новом деловом центре столицы, у моста «Багратион», благодаря которому здание получило временное рабочее название. Только для обслуживания офисной части в башне будет установлено 88 лифтов, и большая часть из них – скоростные.

Поставщика лифтов девелопер выбирал уже в текущих реалиях. «Для «Багратиона» был согласован производитель Mitsubishi», – рассказали журналу «Движение» в пресс-службе «Галс-Девелопмент». Компания Shanghai Mitsubishi Elevator Company, также известная как SMEC, является совместным предприятием, где 32% принадлежат Mitsubishi Electric Corp, но основной пакет акций у китайских корпораций: Shanghai Mechanical & Electrical Industrial (52%), China National Machinery Import & Export (8%) и Hongkong Ryoden (8%). И штаб-квартира SMEC располагается в китайском Шанхае. Компания давно делает скоростные лифты, а в 2016 году установила рекорд скорости – 74 км/ч (примерно 20,5 м/с).
Mitsubishi также заявляла об уходе с российского рынка, однако лифты этого бренда по-прежнему поставляются в нашу страну, предположительно, благодаря тому, что контрольный пакет акций фирмы принадлежит китайским инвесторам. Помимо проектов «Галс-Девелопмент», лифтовые системы SMEC будут устанавливать и на объекты девелоперской группы ФСК.
.jpg)
Также, по словам директора департамента развития продукта компании ФСК Петра Кирилловского, девелопер заключил договор с производителем лифтов TopRange. Под этим китайским брендом, сообщает эксперт, спрятался ушедший из России швейцарский Schindler. «Это новая марка, запущенная командой «Шиндлер» на территории Китая, – рассказывает господин Кирилловский. – Формально мы работаем с новыми поставщиками, но качество остается прежним».
Сегодня китайские лифты не вызывают никаких вопросов ни у застройщиков, ни у покупателей. «Европейские производители лифтов навсегда потеряли российский рынок», – говорил два года назад Александр Ручьев. И, судя по всему, оказался прав.