На первичном рынке Московского региона усилились монополизация
23 января 2020

Половина выручки от продаж в строящихся домах пришлась всего на 10 девелоперских компаний

На первичном рынке Московского региона усилились монополизация

В 2019 году девелоперы Московского региона, как подсчитали в ЦИАН, продали 149,5 тыс. квартир и апартаментов на 1,098 трлн рублей. За год количество сделок снизилось на 4%, а общая сумма, наоборот, выросла на 5,5%. При этом усилилась монополизация рынка: на десять девелоперов пришлось 50% всех поступлений против 48% в 2018 году.

Тройка лидеров за год не изменилась: это ПИК, Ingrad и «Самолет». Первая компания заработала 195 млрд рублей, что на 2% меньше, чем в 2018 году. Выручка Ingrad и «Самолет» увеличилась на 25%, до 53,1 млрд рублей, и на 19%, до 48,9 млрд рублей соответственно. Затем идет компания «Донстрой», поднявшаяся за год с шестой на четвертую строчку рейтинга за счет роста поступлений на 18%, до 43,4 млрд рублей. На пятом месте остался девелопер MR Group, чья выручка поднялась на 2%, до 40 млрд.

Застройщик «Гранель» заработал 38,3 млрд рублей, что на 74% больше, чем годом ранее. Это позволило девелоперу подняться с 13 на шестую строку. Седьмое место заняла компания «Эталон», которой также не было в топ-10 по итогам прошлого года. Благодаря слиянию «Эталона» и «Лидер-Инвеста» в 2019 году выручка поднялась на 35%, до 34 млрд рублей.

Группа компаний «А101», наоборот, опустилась с четвертого места на восьмое из-за снижения поступлений на 17%, до 33,2 млрд рублей. А девелопер Capital Group поднялся с 14 места на девятое, заработав 29,3 млрд рублей. Выручка компании выросла за год на 40%. Десятку лидеров замыкает «Группа ЛСР» с 28,7 млрд рублей (минус 5%). В 2018 году застройщик занимал седьмое место.

В среднесрочной перспективе монополизация рынка, как считает руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов, будет только повышаться. Тенденция в первую очередь связана с законодательными поправками и переходом застройщиков на проектное финансирование, которое проще получить большим компаниям. Часть девелоперов покинут отрасль. Речь не обязательно идет о банкротстве – это, к примеру, может быть продажа площадок или консолидация бизнеса. Для покупателей укрупнение рынка увеличивает надежность вложений. Но снижение конкуренции отражается на качестве концепции проектов и ведет к росту цен на жилье.