Во Франции этот стиль известен как ар-нуво, в Италии – либерти, в России – модерн. А почитателей он находит среди любителей ярких вещей.
Расцвет модерна в архитектуре, интерьерах и живописи длился совсем недолго, и уже к 1910 году популярность его практически сошла на нет. Виной тому стали слишком уж яркие и неординарные приёмы, которые, как и любое слишком оригинальное явление, имели больше противников и критиков, нежели сторонников. К тому же производство мебели в стиле модерн было тогда технически достаточно сложным, да и недешёвым. Потребители склонялись к более понятным и главное – доступным по цене предметам интерьера. А начавшаяся в 1914 году Первая мировая окончательно дискредитировала вычурный и богемный модерн и изгнала его из повседневной жизни европейцев.
Изображая природу.
Основной мотив, «красная нить» и философия модерна – это подражание естественным природным формам, лёгкость и воздушность силуэтов. Его главные черты – символичность, декоративность, асимметрия и сложные растительные орнаменты. Важнейший узор – изогнутая линия, напоминающая то ли ветвь лианы, то ли локон волос.
Оформляя интерьер в стиле модерн, дизайнеры отдают предпочтение текучим, гибким формам – этот приём способен превратить, например, кованую люстру или перила лестницы в причудливые «джунгли» фантастических растений и экзотических цветов. Очень популярны здесь замысловатые цветные витражи. Богат и диапазон материалов: обязательное дерево соседствует с керамикой, стеклянной мозаикой, натуральным камнем, фарфором, бронзой и позолотой.
Мы наш, мы новый дом построим.
С появлением модерна в интерьерах изменилась и планировка помещений. Архитекторы начали отдавать предпочтение большим, свободным пространствам вместо анфиладного расположения. То есть все комнаты в доме стали группироваться вокруг какого-то одного центрального помещения – столовой или холла. Эркер, винтовые лестницы, многоуровневые залы, крыша изломанной формы, повсеместная асимметрия – всё это характерные элементы модерна начала XX века.
Конечно же, такие помещения требовали соответствующей обстановки. Мебель в стиле модерн также отличается плавными, изогнутыми формами. Для её изготовления используется, как правило, ценная древесина – палисандр, груша, красное дерево. Именно с появлением модерна в моду входит мебель из серого морёного клёна. В качестве обивки применялись ткани с рисунком в виде крупных стилизованных цветов. Ощущение декоративности, некоторой вычурности интерьера создавали также многочисленные бронзовые статуэтки и фарфор. И конечно, особого упоминания заслуживают окна в стиле модерн – почти произведения искусства, зачастую сложной формы и с витражным остеклением.
Все оттенки леса.
Естественно, и цветовая гамма стиля также тяготеет к оттенкам природы. Все вариации и полутона зелёного дополняются жёлтым и персиковым, ореховым и молочным, нежно-лиловым и жемчужно-серым. Приветствуются яркие и тёплые краски осени. Не нужно злоупотреблять кричащими «искусственными» оттенками, особенно их сочетаниями: это противоречит самой эстетике модерна. Впрочем, вполне допустимо добавить в интерьер небольшие сдержанные детали красного или синего цвета.
Фурнитура в виде цветов и бабочек.
Хотя шкафы, витрины и комоды вполне могут быть простой прямоугольной формы, в отделке мебели обязательно должны присутствовать вкрапления природных, «естественных» мотивов: матовые или витражные стекла, фурнитура в виде цветов, бабочек или, например, голов животных. Подлокотники и спинки кресел имеют плавные изогнутые очертания, а обои и текстиль обязательно щедро украшены изображениями крупных цветов, птиц, животных, насекомых или даже полуобнаженных женских тел.
Анастасия Алимова, руководитель студии дизайна интерьеров Smart Design
Модерн – одно из самых интересных направлений в искусстве вообще и в дизайне интерьеров в частности. И хотя зародился он давно, его элементы отлично вписываются в интерьеры XXI века. И в этом нет ничего странного. Ещё в XIX веке русский историк искусств Владимир Васильевич Стасов писал, что у архитектуры два лица, как у Януса: одно смотрит вперед, другое – назад. Иначе говоря, чтобы создавать настоящее, нужно как следует знать и понимать прошлое.
К счастью, многие помещения, оформленные в стиле модерн, отлично сохранились и могут подсказать современным дизайнерам немало интересных идей. Например, «Кленовая гостиная» императрицы Александры Федоровны, для обстановки которой фирма Ф. Мельцера выполнила 40 с лишним предметов мебели из морёного клёна, или парадный кабинет Николая II в Александровском дворце со стенами, украшенными рельефными стеблями немецких роз, распускающихся у самого потолка.
Ещё один образец стопроцентного модерна – особняк С.П. Рябушинского работы архитектора Ф.О. Шехтеля. Он отличается продуманной иерархией парадных и служебных помещений и интересными декоративными решениями. Чего стоят, например, художественная укладка паркета и авторская разработка фурнитуры для дверей! Конечно, сегодня перед дизайнером никто не ставит задачу в точности повторить интерьер царских особняков начала XX века. Но всё равно современный интерьер в стиле модерн – дело довольно затратное. Дерево благородных пород, натуральный камень, наборный паркет – вот отделочные материалы, которые потребуются для создания такого интерьера. Стены украшаются гипсовыми фризами и деревянными панелями. И конечно, нельзя забывать о декоративных элементах. Тяжелая скатерть со стилизованным растительным рисунком, бронзовые или латунные лампы и канделябры, массивные торшеры с яркими абажурами, вазы из разноцветного стекла – интерьер в стиле модерн должен радовать глаз многообразием форм и красок.
Павел Миронов, архитектор «Дизайн-студии Анны Куликовой и Павла Миронова»
В самом стиле модерн заложена сочетаемость условного и безусловного, натуралистического и декоративного. И это не просто сочетание форм, а их пластическая взаимотрансформация. Представим, например, простой каменный куб, одна из граней которого вдруг начинает изнутри надуваться, оживать, набухать, вытягиваться, изящно извиваться и, наконец, распускается бутоном прекрасного изысканного цветка. Между цветком и каменным кубом теперь нет никакого противоречия, это единый организм, пластически связанная форма. Именно по таким трансформациям геометричной конструкции в живую форму мы узнаём произведения модерна. Есть и другие признаки, но этот наиболее яркий.
Такой стилевой приём можно дать полунамеком, легко, а можно превратить всё в чудовищные заросли форм. Всё дело в чувстве меры.
Модерн вырос не на пустом месте. Он вобрал в себя все предшествующие стили и переработал их в своей декоративной манере. Поэтому у дизайнеров, которые питают слабость к этому стилю, всегда есть возможность добавить его элементы к любому интерьеру – конечно, если только сочтут это уместным. Нам, к примеру, ни разу не довелось реализовать проект интерьера в стиле чистого модерна. Исключение составляет, пожалуй, только стенд итальянской фабрики «Медея Либерти» на миланском салоне 2014 года. Но зато мы часто сочетаем формы и принципы модерна с другими стилями – классицизмом, ар-деко, готикой.
Текст опубликован в журнале «Мир и Дом» №10, 2014