Локомотивом развития российского девелопмента могут стать транспортные монополии
17 июня 2015
Локомотивом развития российского девелопмента могут стать транспортные монополии

К сожалению, Москву нельзя назвать законодательницей мод в сфере девелопмента. Более того, российские экономические реалии таковы, что мы вновь можем оказаться на задворках урбанистического прогресса, в то время как развитые западные мегаполисы формируют новые актуальные направления развития. Эксперты департамента стратегического консалтинга NAI Becar выделили пять таких трендов.

Например, это так называемая концепция «умного роста» (smart growth), Концепция «умного роста» рассчитана на минимизацию вредного влияния строительства и ограничение неконтролируемого роста агломераций вокруг крупных городов. Вместо этого нужно развивать связи между городами и среду внутри них, как например, в Нидерландах, где Амстердам, Роттердам, Гаагу и Утрехт объединены в единый «кольцевой город» – Randstad, через транспортные системы и зеленые зоны. В Москве мы видим обратное – города спутники растут, аа присоединение новых территорий и вовсе точку поставило на ограничениях по строительству жилья в агломерации, считают в NAI Becar.

Еще один тренд – развитие транспортно-ориентированного девелопмента (TOD) – когда недвижимость, ориентированная на пешеходные потоки, по сути, становится новым сегментом, а остановки общественного транспорта, пересадочные узлы – объектом инвестиций. В пример можно привести МФК Olympian City в Гонконге, расположенного рядом со станцией Olympic Station в Гонконге, станцию Westfield в Лондоне. В Москве довольно много проектов в сфере транспортной инфраструктуры, и если государство и инфраструктурные монополии объединят усилия, став ведущим игроком на рынке строительства, данный тренд имеет все шансы стать одним из локомотивов российского девелопмента, говорят в NAI Becar.

Традиционно в Москве основными якорями в деловых комплексах и МФК становятся банки, ритейл, околосырьевые и телекоммуникационные компании. На Западе их компании научно-исследовательской сферы и медицины – университеты, крупные медицинские центры, а также технологические компании, такие как Palomar Medical Center в Калифорнии, Technopark в Thiruvananthapuram, Индия, Swiss Innovation Park в Цюрихе.

Основной мировой тренд в плане архитектуры – это интеграция зданий в существующий ландшафт, как, например, в проекте East Village в Олимпийской деревне в Лондоне. В свою очередь, в Москве типовые панельные дома и стеклобетонные офисные башни все ещё превалируют в новых проектах девелоперов, хотя позитивные перемены все же есть. Однако снижение инвестиций и падение спроса со стороны западных компаний могут свести начинания в сфере зелёного строительства к нулю.

Стимулирование коммуникаций между людьми – также тренд последних лет. Он включает в себя не только развитие средств беспроводной связи, но и создание рекреационных пространств для общения и отдых внутри и снаружи зданий. Сюда же относится обустройство парков, пешеходных зон, включение арт-пространств в концепции освоения территорий. В качестве примера можно привести пространства Potsdamer Platz в Берлине или Sony Plaza в Нью-Йорке. В последние годы в Москве активно проводится благоустройство общественных и пешеходных зон и парков. Однако в новых девелоперских проектах концептуальная рекреация часто отсутствует.