Проект безграничной жадности, или Почему я все-таки полюбил «Москва-Сити»
01 ноября 2019

Как проект московского аналога парижского Дефанса эволюционировал до градостроительной ошибки, став вместе с тем символом столицы России

Текст: спецкор журнала «Эксперт» Алексей Щукин специально для «Элитное.ру»
Проект безграничной жадности, или Почему я все-таки полюбил «Москва-Сити»

«Долгая память хуже, чем сифилис» – пел Борис Гребенщиков. Чем больше я узнавал о «Москва-Сити», чем явственнее видел пропасть между задуманным и реализованным, чем дольше длилась эта бесконечная стройка, тем сильнее я не любил это место. Неожиданным образом за последний год мое отношение изменилось. Я стал относиться к нему намного позитивнее. Впрочем, обо всем по порядку.

Почему я не любил «Сити»? Он всегда казался мне памятником безграничной жадности. В самой большой по площади стране небоскребы натыкали на крошечном пятачке. И даже центральную площадь застроили торговым центром – каждый сантиметр должен приносить прибыль.

Я помнил первоначальный проект «Сити» (макет на фото ниже), предложенный архитектором Борисом Тхором еще Лужкову: башни располагались подковой вокруг зеленой эспланады, предназначенной для прогулок и отдыха. Это было бы больше похоже на парижский Дефанс с большим общественным пространством. С Дефанса, к слову, и брали пример российские градостроители. «Сити» должен был по его примеру стать вторым центром города, оттянуть давление с исторического центра.

Проект безграничной жадности, или Почему я все-таки полюбил «Москва-Сити»

Эволюция «Сити» шла вполне в духе эпохи первоначального накопления капитала. Но сначала общественное пространство заполнили башнями и торговым центром. Затем сами небоскребы становились все выше и выше. Потом из проектов высоток девелоперы убрали парковки: так дешевле и прибыльнее.

На каком-то этапе из «Сити» исчез и транспортный хаб. Предполагалось, что тут будет мощный единый пересадочный узел, где сойдутся метро, электрички до аэропортов и многое другое. Хаб исчезал постепенно. Сначала к нему сверху «дорисовали» жилье, потом он скукожился, потом пропал вовсе. Не стало также и Евровокзала, который еще лет семь назад должны были построить в «Большом Сити» и заменить им сразу несколько нынешних вокзалов, освободив огромные пространства под дороги и новую застройку.

«Градостроительной ошибкой» назвал «Сити» и Сергей Собянин, когда стал столичным градоначальником

В итоге «Сити» стал коллекцией ошибок. Он расположен слишком близко к историческому центру и не разгружает его: парижский Дефанс и лондонский Канэри-Уорф выполняют эту роль намного лучше. В нем десятилетиями длилась ужасная ситуация с дорогами: например, отсутствовал съезд с внешнего кольца ТТК. Было слишком много «недвиги» и мало парковок.

«Градостроительной ошибкой» назвал «Сити» и Сергей Собянин, когда стал столичным градоначальником. Впрочем, уже при Сергее Семеновиче в переполненном «Сити» появились новые высотки – логика процесса не зависит, похоже, от фамилии мэра.

Проект безграничной жадности, или Почему я все-таки полюбил «Москва-Сити»

Восторги по поводу небоскребов столичного «Сити» вызывали у меня смех. С архитектурной точки зрения они не представляют особого интереса. Более того, было даже обидно. Знакомая переводчица рассказывала, что ее русские заказчики всегда с удовольствием возили китайских партнеров к «Сити». Китайцы возбужденно переговаривались, охали, с удовольствием фотографировались. Наши удовлетворенно жмурились: «произвели впечатление». Но моя знакомая ведь понимала, о чем говорят-смеются китайцы: «А зачем они нас сюда привезли? В чем прикол? Такой «Сити» есть в любом китайском областном центре!»

Наконец, сроки строительства. Спустя четверть века после начала проекта он все равно оставался недостроенным, неуютным. Краны и сумасшедший ветер между небоскребами – о ветрозащите начали переживать лишь пару лет назад. Отсутствие навигации и вездесущие охранники. Казалось, это карма «Сити» – быть вечной стройкой. Впрочем, хватит негатива. В последнее время многочисленные недостатки волшебным образом затмило нечто другое. «Сити» зажил, задышал, стал живым.

Проект безграничной жадности, или Почему я все-таки полюбил «Москва-Сити»

Что же произошло? Совпало несколько факторов. Во-первых, произошел прорыв в области общественного транспорта: появились новая ветка метро, а МЦК с новенькими поездами кардинально все перевернуло. «Сити» перестал быть островом и стал частью города. Во-вторых, «Сити» заселили. И здесь, хоть либералам и будет неприятно это читать, как всегда, решающую роль сыграло государство. ВТБ, кроме офиса в «Башне Федерация», купил еще и башню «Евразия», «Транснефть» – башню «Эволюция»; «Россельхозбанк» – площади в «IQ-квартале» (на фото выше).

Три федеральных министерства – Минэкономразвития, Минпромторг и Минкомсвязи – решили осесть также в «IQ-квартале». В башню «Око» должны переехать и несколько департаментов мэрии Москвы. Покупка площадей в «Сити» государственными и близкими к государству структурами не только спасла локальный рынок недвижимости, но и дала сигнал: с деловым районом все в порядке.

И, может быть, самое главное: в «Сити» возникла особая энергетика. Атмосфера денег и успеха

В-третьих, появление в «Сити» критической массы потребителей с высокими доходами – сотрудников офисов и жильцов – дало импульс к созданию разнообразной досуговой инфраструктуры. Сейчас здесь расположено более 110 ресторанов и кафе, 12 фитнес-клубов, 11 салонов красоты, более 200 магазинов в торговом центре «Афимолл Сити», боулинг, кинотеатр и многое другое. Символом полноценной жизни обитатели «Сити» считают бордели, которые открылись в небоскребах. Появились люди, которые неделями не выходят за пределы «Сити»: там они работают, живут, едят в ресторанах и посещают фитнес-клубы.

И, может быть, самое главное: в «Сити» возникла особая энергетика. Атмосфера денег и успеха. Ее создают тысячи офисных сотрудников и супер-виды из панорамных окон, когда ты смотришь на Москву с высоты птичьего полета. Я пока не представляю, как можно жить в «Сити». Но с удовольствием посещаю этот район и, пожалуй, смог бы здесь работать.

Проект безграничной жадности, или Почему я все-таки полюбил «Москва-Сити»