.jpg?1751556903)
Ипотечный анабиоз: кредиты по 18-20% годовых рынок жилья увидит не ранее 2026 года
.jpg?1750151981)
Романтики, преступники и просто психи: кто такие «квартирные туристы»
.jpeg?1750674789)
А
Б
В
Д
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Восточный административный округ
Западный административный округ
Зеленоградский административный округ
Северный административный округ
Северо-Восточный административный округ
Северо-Западный административный округ
Центральный административный округ
Южный административный округ
Юго-Восточный административный округ
Юго-Западный административный округ
1
Q
R
Ж
К
М
В сегменте «бизнес» расширяется география и повышается плотность застройки при сокращении площади жилья
В последние годы московские девелоперы жилья бизнес-класса стали чаще выводить бюджетные проекты, цены в которых близки к стоимости в некоторых комплексах комфорт-класса. Новостройки класса «бизнес» начали появляться в отдаленных районах столицы, а плотность застройки возросла, чтобы сделать более доступными расценки. Также заметно сократилась площадь предлагаемого и купленного жилья. Этот процесс, как заявила управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая, можно условно назвать «демократизацией» столичных проектов класса «бизнес».
За пять лет средняя площадь квартиры, выставленной на продажу в новостройках бизнес-класса Москвы, уменьшилась на 20% – с 93 кв. метров в начале 2015 года до 75 кв. метров в конце 2019 года. Средняя площадь купленного за этот же период жилья упала на 22,5%, с 80 до 62 кв. метров. В 2019 году купленные «однушки» этого сегменте имели площадь в среднем 42 кв. метра, двухкомнатные квартиры – 63 кв. метра, трехкомнатные – 87 кв. метров и многокомнатные – 123 кв. метра. У «однушек» и «двушек» метраж почти такой же, как и в массовом сегменте – разница не превышает 3 кв. метра, а для трехкомнатных и многокомнатных – 7-13 кв. метров.
Уменьшение средних площадей жилья, по словам гендиректора компании «Ривер Парк» Ларисы Швецовов, стало реакцией девелоперских компаний на кризис 2015 года. В последующие пять лет покупатели стали интересоваться более компактными вариантами, сокращая тем самым расходы на жилье. Также в продаже появилось больше квартир с европланировками – компромиссный вариант по соотношению метража и числа комнат. Благодаря этому застройщики адаптировали продукт под изменившуюся конъюнктуру рынка. Однако дальнейшее сокращении площадей в сегменте, как считает Мария Литинецкая, едва ли возможно. В противном случае грань между классами «комфорт» и «бизнес» окончательно сотрется.