Культуролог Елена Иванова о ноябрьском дне в Вене, «возбуждающе-стыдливых» орнаментах на фасаде, японских инвесторах и примирении двух эпох
В Москве лишь немногие дома напоминают о городах Европы. Поэтому открывать их для себя – особое, ни с чем не сравнимое удовольствие. Такие дома демонстрируют исключительно хороший вкус, предлагая темы для бесед о красоте и интеллекте, о таланте и его почитателях.
Элитный квартал «Театральный дом» на Поварской при первом знакомстве воспроизвел в моей памяти один ноябрьский день в Вене. Тогда, впервые оказавшись в этом городе, я спешила с бумажной картой в руках в Бельведер – увидеть Климта. От австрийских названий улиц у меня кружилась голова, а венский Сецессион, который «обрушивался» с фасадов, навсегда остался в сердце.
Название «Театральный дом» – дань утраченному зданию, где располагался первый частный театр Немчинова, а после – студия, купленная Станиславским для экспериментальной лаборатории Мейерхольда
И вот, спустя почти 15 лет, я стою во дворе дома на углу Поварской улицы, Хлебного и Мерзляковского переулков. Передо мной открылся изумительный фасад, покрытый красными цветами, которые так же хороши, как маки знаменитого «Майоликового дома» Отто Вагнера в Вене. Взгляд плавно переходит на другие орнаменты, и в памяти возникают утопающие в бутонах, «возбуждающе-стыдливые», как называл их английский искусствовед Уильям Харди, барышни с плакатов Альфонса Мухи.
Но останемся верны логике исторической ретроспективы, как того требует биография дома, и сделаем небольшое отступление – вернемся в конец XIX века. Фактически комплекс «Театральный дом» образует собой небольшой квартал. И для того, чтобы его понять, нужно непременно увидеть все своими глазами, обойти со всех сторон, узнав два разных архитектурных стиля, и заглянуть в «театральные» лобби.
Отправная точка реконструкции на Поварской – доходный дом 1893 года, построенный по проекту Николая Струкова. Это здание легко узнать по спокойному зелено-белому классическому фасаду. Кроме него, в ансамбль элитного комплекса вошли еще два жилых дома конца XIX – начала XX и новые секции. Два корпуса построены перпендикулярно Поварской, третий примыкает к ним со стороны Хлебного переулка.
Название «Театральный дом» – дань утраченному зданию, где располагался первый частный театр Немчинова, а после – студия, купленная Станиславским для экспериментальной лаборатории Мейерхольда. Здание находилось на углу Поварской и Мерзляковского, а на первом этаже его ротонды была аптека, открывшаяся еще при Николае I.
Любопытно, что одними из первых покупателей апартаментов «Театрального дома» были японцы. Выбирая объекты для международной инвестиционной группы, они остановились именно на Поварской
Во время строительства с командой проекта познакомилась одна из жительниц бывшего доходного дома. Она поделилась тем, что видела своими глазами: как во время войны в здание попала бомба. На самом участке находили и старинные аптечные пузырьки, и старые школьные дневники, которые теперь хранятся в музее соседней школы.
Здешние дома всегда были жилыми, что считывается по энергетике места не только москвичами. Любопытно, что одними из первых покупателей апартаментов «Театрального дома» были японцы. Выбирая объекты для международной инвестиционной группы, они остановились именно на Поварской.
Конечно, имена владельцев резиденций не разглашаются. Но то, что выбор в пользу этого дома делают люди с прекрасным образованием, высоким социальным статусом, знающие и любящие исторический центр, подтверждает статистика продаж.
Архитектура «Театрального дома» примиряет с прошлым тех, кто уже начал любить вторую половину своей жизни. В ней нет спешки, а выбор основан на личном знании, интеллектуальном и эмоциональном опыте. Это позволяет поставить знак равенства между достатком и достоинством. Жить в этой части Москвы – привилегия немногих, ведь стоимость квадратного метра апартаментов составляет 822 тыс. рублей, а пентхаусов – 936 тыс. рублей.
Привлекает и интеллигентное расположение, ведь до театра на Малой Бронной, «Геликон-Оперы» Бертмана и Большого зала консерватории не более 10 минут пешей прогулки
Покупатель элитных резиденций с адресом на аристократической Поварской, конечно же, понимает, что ему предлагается. Он видит разницу между историческим уличным фасадом и мастерской интерпретацией стиля в дворовой части ансамбля. Он считывает с первого взгляда, что плитка «кабанчик» и кованые элементы родом из русского модерна, а орнаментальные панно из майолики ближе к ар-нуво. Он расскажет, в каких странах видел подлинники Климта, Мухи, Дега и Мэри Кассат. Репродукции работ этих художников с театральными сценами украшают лобби и поэтажные коридоры дома.
Логика выбора апартаментов у таких покупателей всегда личная. Например, вид на Академию им. Гнесиных должен порадовать супругу, которая дома предпочитает музицировать. Привлекает и интеллигентное расположение, ведь до театра на Малой Бронной, «Геликон-Оперы» Бертмана и Большого зала консерватории не более 10 минут пешей прогулки.
Станиславский писал: «И у публики свои штампы. Принято, чтоб хорошие актеры гастролировали и играли Кинов, Гамлетов, Маргарет Готье, Отелло…». Конечно, свои «штампы» есть и в девелопменте. Например, в планировках. Однако «Театральный дом» срежиссирован совершенно особенным способом. В его пуле есть как классические, так и уникальные резиденции, где владельцу будет интересно создать портретный интерьер про самого себя. К примеру, с мансардными потолками или открытыми террасами на кровле. Есть апартаменты, где двухуровневый пол позволит превратить гостиную в собственную главную сцену с парой парадных ступеней.
Подобные детали архитектурного объема апартаментов связаны с бережным включением бывших доходных домов в ансамбль. О правильной организации жизни дореволюционных семей сегодня напоминают не только высота потолков, доходящая до 4,2 метров, но и два выхода из парадных: во внутренний дворик и на внешние улицы. И такое решение в современных домах встречается редко.
Выбор модерна для декора экстерьеров и интерьеров «Театрального дома» психологически оказался очень точен
Приятно и внимание команды к созданию не просто красивой, но очень артистичной атмосферы общественных пространств. Афишу спектакля «Жисмонда», с которой начался союз Альфонса Мухи и Сары Бернар, и еще 13 репринтов его работ специально для «Театрального дома» заказывали в пражском музее художника, а русские и советские театральные плакаты подбирали в Бахрушинском музее. Мраморные полы в лобби – атрибут класса, а вот настоящий богемский хрусталь, традиции производства которого передаются от мастера к мастеру уже 470 лет, увидеть радостно и неожиданно. На знаменитую фабрику Preciosa представители «Галс-Девелопмент» приезжали лично: выбирали потолочные большие люстры и настенные бра, по форме напоминающие классические театральные.
Выбор модерна для декора экстерьеров и интерьеров «Театрального дома» психологически оказался очень точен. Историк искусства Дмитрий Владимирович Сарабьянов подчеркивал, что в «модерне время растянутое, замедленное, концентрированно-формульное», этот стиль предусматривает любование. С задачей остановить время для каждого, кто попадает в пространство двора, блестяще справился архитектор Павел Андреев. Это он создал декоративные панно с ирисами, маргаритками и маками.
А еще история практически каждого из мастеров модерна и ар-нуво связана с элитой своего времени и атрибутами ее образа жизни. Достаточно вспомнить не только театральные афиши Мухи, но и его плакаты с рекламой поездок в Монако и Монте-Карло, шампанского Moet & Chandon, убранство бутика знаменитого ювелира Жоржа Фуке.
Проектировали «Театральный дом» в «Моспроект-2», которым руководит Михаил Посохин. И в таком выборе архитектора есть парадокс истории и справедливое примирение двух эпох. В 1960-е строительством Нового Арбата руководил Посохин-старший, Михаил Васильевич. Тогда на Поварской было утрачено несколько зданий, но удалось отстоять храм Симеона Столпника.
Когда в 2014 году храму исполнилось 390 лет, в новом элитном комплексе был продан первый апартамент. Строительство «Театрального дома» полностью завершили в декабре 2017. Сейчас из
129 лотов в продаже остались 36 апартаментов и 2 пентхауса.
Возвращаясь к началу, стоит сказать, что покупка, которую совершили японцы, была одна из немногих инвестиционных. В основном резиденции в «Театральном доме» приобретаются для личного пользования. Внимание, которое получает этот дом среди прочих дорогих объектов столицы, кто-то захочет связать только с репутацией места. Но может быть Москве действительно к лицу модерн и яркий цвет?