В проектах появились системы безопасности для здоровья и коворкинги, а также изменилась квартирография, отделка и сервисы
Московский рынок недвижимости привык быстро адаптироваться. Высокая конкуренция вынуждает. Правда, в этом году пришлось приспосабливаться очень быстро, и причиной стал совершенно новый фактор – коронавирус и связанные с ним ограничения. Портал «Элитное.ру» выделил пять самых значимых тенденций, которые появились в новостройках столицы при пандемии. Девелоперы стали устанавливать системы безопасности для здоровья, минимизирующие риск передачи инфекции. Стали делать более функциональные общественные помещения, в частности, предусматривая там рабочие пространства. Изменилась квартирография и отделка, а также цифровизировались продажи.
Системы безопасности для здоровья
Пандемия послужила дополнительным стимулом к внедрению систем для безопасности здоровья. Застройщики больше внимания стали уделять инженерному наполнению, монтируя системы очистки и обеззараживания воздуха в общих пространствах, лампы дезинфекции, оснащенные датчиками движения. Чаще используют инновационные решения, позволяющие снизить риск инфицирования. Это бесконтактные системы открытия дверей в МОПах и на паркинге, вызова лифта, бесконтактная доставка.
Например, в комплексе премиум-класса Hide, продажи в котором девелопер MR Group открыл в сентябре, общественные зоны оснастят инновационной системой обеззараживания воздуха. Оборудование, встроенное в ламинарные потолки, совместят с системами вентиляции и кондиционирования, что обеспечит циркуляцию воздуха в помещениях.
Готовые новостройки также модернизируют. В комплексе комфорт-класса «Грани» впервые в стране создали биобезопасную среду. Это стало пилотным совместным проектом группы компаний «Основа», девелопера объекта, и фонда «Сколково». Во входных группах (на фото), холлах и лифтах дома установили систему рециркуляции и обеззараживания воздуха. Она уничтожает бактерии и вирусы, включая COVID-19 и ОРВИ. А бесконтактный вход в здание и доставка продуктов через постаматы позволяют минимизировать контакты.
Развитие общественных пространств
Общие зоны насыщают функциями, позволяющими жить и работать, не выходя из дома. Это коворкинги, бизнес-залы, переговорные комнаты, библиотеки, места для занятий спортом, пространства для отдыха на кровлях и прочее. В некоторых проектах идут дальше и делают настоящий лайфворкинг: формат зданий, в которых одновременно расположены квартиры и коворкинг.
В России первый такой объект появится в рамках проекта бизнес-класса «Level Причальный», который компания Level Group в ближайшее время собирается вывести на московский рынок жилья. В одном из корпусов будет коворкинг площадью около 500 кв. метров. Рабочие места здесь смогут арендовать жители комплекса для себя либо своих сотрудников.
Больше комнатность и летние помещения
Тренд – ответ девелоперов на повышение спроса на жилье с большей комнатностью для организации, например, кабинета или домашнего офиса. С другой стороны, выросла потребность в дополнительном внешнем пространстве: от балконов и лоджий до террас и патио. В их пользу сыграл длительный период самоизоляции, который показал, что необходима возможность для отдыха и «прогулок на воздухе» в рамках приватной зоны.
Отделка, «умный дом» и сервисы
Увеличивается доля квартир, которые предлагают уже готовыми к проживанию. Мало кто в текущих условиях готов затевать ремонт, даже в дорогом сегменте, где всегда стремились все сделать под себя. По данным Knight Frank за июль-сентябрь 2020 года, две трети сделок в элитных новостройках прошли с жильем с отделкой. Это в два раза превзошло показатель годом ранее и стало рекордным результатом.
Расширяется и сам пакет ремонта под ключ. В частности, добавилась система «умный дом». Ее заявляли и раньше, но часто не использовали в полном объеме и ограничивались датчиками от протечек и т. п. Сегодня подход к реализации системы стал более ответственным. Можно следить за микроклиматом квартиры (чистота, влажность и температура воздуха, обеззараживание), освещенностью, автономными инженерными системами и удаленно управлять бытовой техникой.
Также стоит сказать про развитие сервисных услуг, их большую вариативность и удобство. В комплексе бизнес-класса Kazakov Grand Loft (компания «Колди»), стартовавшем в августе, реализуют уникальный в стране на сегодняшний день инновационный принцип сервис-дизайна. С помощью него можно выбирать нужные услуги, разделенные на категории: «дом», «услуги», «шеринг» и «привилегия». Список совершенствуется, предлагая новые и убирая ненужные услуги, а подсказки адаптируют выбранное под конкретного жителя. Это стало возможным благодаря технологии адаптивных нейросетей.
Цифровизация покупки
К трендам стоит отнести и возможность удаленного выбора жилья и его покупки (даже в ипотеку) – ранее не слишком распространенную и ориентированную в основном на жителей регионов. Сегодня такое решение востребовано людьми, которые из-за эпидемиологической обстановки минимизируют контакты. У части девелоперов уже были отработаны решения, а остальные начали активную цифровизацию во время пандемии.
Стали распространены панорамные туры и экскурсии, виртуальные просмотры, 3D-моделирование планировок, вариантов отделки и меблировки, видеосвязь через Skype, WhatsApp, Zoom. Иногда даже можно выбрать интересующий вид из окон: к «показу» привлекают дронов и квадрокоптеры. А онлайн-камеры позволяют дистанционно наблюдать за ходом стройки. Что касается самих сделок, то застройщики берут на себя всю подготовку, включая выпуск цифровой подписи. Обычно весь процесс, начиная от бронирования и заканчивая подписанием и регистрацией договора долевого участия в Росреестре, занимает 8-10 дней. То есть времени понадобится почти вдвое меньше, чем в режиме оффлайн.