Отделка элитных новостроек как зона риска девелопера
06 декабря 2024

Цены на европейские премиальные бренды отделочных материалов и сантехнику выросли в разы и продолжают увеличиваться

Текст: главный редактор портала «Элитное.ру» Денис Тыкулов
Отделка элитных новостроек как зона риска девелопера

Отделка давно стала для застройщиков хорошим инструментом стимулирования продаж. По данным аналитиков ГК «Стилобат», более 60% покупателей премиальной недвижимости в Москве и других мегаполисах предпочли бы приобрести квартиру с отделкой. Во-первых, ремонт – это всегда шум, пыль и грязь. Причем, покупателю придется пережить не только собственный ремонт, но и смириться с соседскими, которые могут растянуться на годы.

Многие западные производители отделочных материалов и инженерного оборудования ушли из России

Еще одна причина – отделка от девелоперов за счет оптовых цен на стройматериалы обходится существенно дешевле. Так, при цене квартиры в районе 900 тыс. рублей за кв. м, подсчитали аналитики компании Uniq Development, стоимость отделки для застройщика составит примерно 150 тыс. рублей за кв. м. Но если покупатель аналогичный ремонт будет делать самостоятельно, то его затраты превысят 200 тыс. рублей за кв. м.

В Америке и Европе уже давно почти все жилье продается с отделкой под ключ. В России квартиры с ремонтом – лишь конкурентное преимущество. И в последние годы конкурировать за счет отделки стало сложнее, так как многие западные производители отделочных материалов и инженерного оборудования ушли из России, что, в первую очередь, затронуло застройщиков дорогого жилья.

Отделка элитных новостроек как зона риска девелопера

По данным консалтинговой компании Nikolers, в ноябре 2024 года квартиры с отделкой в Москве можно было купить в 35% новостроек классов «премиум» и «элит», а пять лет назад их доля составляла около 40%. На первый взгляд, снижение кажется небольшим. Однако многие застройщики дорогих жилых комплексов, которые начали строиться 4-5 лет назад, успели закупить все необходимые отделочные материалы до ввода антироссийских санкций. В качестве примера можно привести группу «Основа», которая заранее позаботилась об отделке апартаментов в проекте Red7, а также девелопера «Неострой», закупившего до санкций итальянские материалы, сантехнику и кухни для ЖК «Тургенев» (на фото выше).

А вот в люксовых проектах, которые вышли на первичных рынок в последние два года, доля жилья с отделкой существенно снизилась. По данным ГК «Стилобат», она составляет всего 15%. По мнению управляющего партнера «Intermark Городская Недвижимость» Дмитрия Халина, отделка становится для девелоперов зоной риска как по цене, так и по логистике.

С 2022 года цены на премиальную итальянскую сантехнику выросли почти в пять раз

«Теоретически, сантехнических премиальных брендов, продукцию которых в больших объемах невозможно приобрести в России, по-прежнему нет, – рассуждает генеральный директор и основатель компании AM Group Яков Канджо. – Заказать можно все, что угодно, но вопрос в цене».

С 2022 года цены на премиальную итальянскую сантехнику выросли почти в пять раз. «Если раньше стоимость перевозки фурой составляла 3 тыс. евро, то в октябре этого года цена выросла до 14 тыс., – объясняет господин Канджо. – На рост цен влияют несколько факторов: увеличение себестоимости производства, банковские комиссии за переводы, нестабильный курс валюты, и, с учетом сегодняшней волатильности курса, мы ожидаем, что в следующем году цены вырастут еще на 25%, если ситуация не изменится». Однако сантехника немецких брендов, по словам эксперта, растет в цене еще быстрее: порядка 7-12% к стоимости итальянских производителей.

Отделка элитных новостроек как зона риска девелопера

В результате итальянцы за последние два года существенно потеснили немецких производителей на российском премиальном рынке. В 2021 году немецкие компании занимали до 80% рынка премиальной сантехники, а оставшуюся часть рынка делили между собой итальянские и японские производители. Сейчас же ситуация изменилась: в сегменте смесителей доля итальянских брендов составляет 92%, а немецких – всего 8%. В сегменте керамики Италия занимает 35%, а Германия – 50%.

По словам управляющего партнера девелоперской компании Stenoy Ильи Фролова, самые большие проблемы в сегменте сантехники у застройщиков с ванными премиальных брендов из Европы. Они не только подорожали сильнее всего, но и не все модели можно привезти большими партиями.

У ряда европейских производителей есть прямые поставки в нашу страну

С отделочными материалами проблем у застройщиков существенно меньше. По словам начальника отдела архитектуры и дизайна ГК ФСК Ильи Илюхина, официальные представительства остались у итальянского производителя широкоформатного керамогранита Laminam, шведского производителя паркета Kährs. А один из старейших производителей краски в Европе – голландская компания Sikkens – сделала ребрендинг и открыла собственное производство в России.

«У ряда европейских производителей есть прямые поставки в нашу страну, например, у датского бренда красок Flugger, – добавляет Илья Фролов. – Изменение цен у таких компаний произошло соразмерно изменениям цен в мире и курса рубля». Но если у компании нет поставок, продолжает девелопер, как, например, у большинства производителей из Великобритании и США, то за логистику приходится переплачивать 20-30% от цены товара.

Отделка элитных новостроек как зона риска девелопера

Теоретически, замечает Яков Канджо, существуют премиальные китайские бренды. «Но они не импортируются в Россию, так как их цены сопоставимы с европейскими аналогами, а узнаваемость на рынке минимальна, – объясняет он. – А для изменения этой ситуации потребуются годы». Аналогичная ситуация и с отечественными кампаниями. В России, говорит Илья Фролов, есть производители отделочных материалов высокого качества: красок, настенных покрытий, мебели и дверей. «Однако у этих брендов низкий уровень доверия покупателей, и изменить сложившуюся ситуацию – очень сложная задача», – подытожил девелопер.